Использование идеологии политическими партиями в процессе политического PR, страница 2

Таким образом, идеология КПРФ строится в основном на «национальной теме», что исторически характерно для коммунистической партии. Но идеологи партии стали ощущать потребность общественности в конкретных формулировках, нацеленности на практические дела. Поэтому социальная составляющая программы начинает прорисовываться более ясно.

Однако часть лидеров партии оказалась не готова к отказу от стереотипов начала 90-х гг. Еще в начале 2003 г. на всероссийском совещании руководителей первичных организаций было заявлено о том, что центральным вопросом кампании должен стать «русский вопрос». Утверждалось, что тот, «кто не понимает значения русского вопроса – просто не готов к выборам»[20].

КПРФ, с одной стороны, начала ощущать запрос на энергетику и социальность, нарастающие в обществе, с другой – так и не ощутила на эмоциональном и проигнорировала на аналитическом все социологические данные, однозначно говорящие об остывании в обществе интереса к «национальной теме».

Попытка выстроить кампанию на «Обращениях к русскому народу», «русском вопросе» и обвинениях власти в пресловутой «русофобии» слишком расходятся с ожиданиями общества, желающего решать свои реальные социальные, а не виртуальные этнические проблемы.

«Национальная» составляющая идеологии КПРФ представляется нам классической. Она наполнена риторическими изречениями, обещаниями светлого будущего и революционным настроем. Та же часть, которая отдаленно пытается отвечать ожиданиям в обществе, носит инструментальный характер. Такой вывод получается из анализа целей использования разных составляющих идеологии. «Национальная» идеология призывает бороться за «идею» – некий абстрактный идеал желаемого будущего, мечту. «Социальная» идеология призвана отвечать на основные конкретные проблемы населения. Она носит практический характер. И если идеология «национальная» постоянна и мало поддается изменениям во времени, то «социальная» идеология меняется вместе с настроениями общественности, с ее потребностями и ожиданиями. Такая идеология призвана привлекать голоса избирателей, она носит целиком расчетливый характер.

Таким образом, проблемы партии, а именно вопрос о привлечении новых сторонников, могут быть решены с помощью развития «социальной» или проще сказать «инструментальной» составляющей идеологии. Партия должна стать в глазах избирателей современной по лексике, манерам общения руководителей с журналистами. В руководство партии должны быть введены люди, которые превосходят своих оппонентов в публичной политической полемике[21]. На сегодняшний день эта часть программы КПРФ довольно слабая, хотя само ее появление говорит о работе технологов в этом направлении. Инструментальная идеология играет возрастающую роль на пути партии к власти.

«Национальная» идеология не может вывести партию из кризиса, так как в ее основе лежит возвращение к прошлому. Используя же идеолого-мифологическую модель ценностной системы, мы можем сказать, что тот коммунизм, который был в России, глобальностью идей перетянул свои функции из инструментальной системы в систему экспрессивную, что привело к печальным последствиям. Инструментальная система ценностей у коммунистов пока получается плохо. Возможно, не осознается ее востребованность в обществе или отрицается значимость такой системы.

Рассмотрим, как выделенные нами идеологические ценности КПРФ вписываются в общую схему идеологии (рис.1). Идеология КПРФ, точнее ее "национальная" составляющая, которая и является основной для данной партии, несет на себе отпечаток той глобальной идеологии коммунизма, при которой Россия жила десятки лет. Итак, работает ли схема: три уровня и три функции идеологии для нынешней КПРФ?

Основные уровни идеологии:

Теоретико-концептуальный. Для КПРФ данный уровень имеет под собой крепкую основу марксистско-ленинского учения. Задача облегчается и тем, что основы данного учения хорошо известны обществу, необходимо только легкое напоминание и своеобразное упрощение и модернизация основных идей. В целом данный уровень, являясь базовым для формирования идеологии, прочно оформлен у коммунистов.