Использование идеологии политическими партиями в процессе политического PR, страница 5

При обнаруженном противоречии возникает вопрос, в чем же тогда успех партии ЛДПР? Ответ, видимо, в том, к чему мы обращались вначале этого раздела. А именно в построении имиджа партии ЛДПР. Имидж партии строится исключительно на имидже ее харизматического лидера – В.В. Жириновского, который, со своей патриотической риторикой, резкими высказываниями и непредсказуемостью действий, как нельзя лучше отвечает ожиданиям избирателей, уставшим от выборов и негативно настроенным по отношению к власти[25].

Учитывая многочисленные высказывания российских политологов о том, что реальных партий в России нет, и что российский избиратель привык голосовать за лидера, а не за партию[26], такой технологический ход ЛДПР становится вполне понятным. Ставка делается не на идеологию, инструментальная составляющая которой слишком похожа на другие партии, а на лидера, позиции и действия которого ярко отличаются от конкурентов.

Не смотря на то, что идеология ЛДПР как бы отходит на второй план, мы все же попытаемся проанализировать ее через общую схему идеологии. Стоит еще раз отметить, что идеология ЛДПР носит по преимуществу именно идейный характер, а не используется в качестве инструмента политтехнологами.

Теоретико-концептуальный уровень. В качестве своей идеологической основы ЛДПР выдвигает принципы классического либерализма и демократии. В понимании ЛДПР либерализм - это «подлинная, а не мнимая свобода». Это, прежде всего, защита гражданских прав и свобод личности людей любой национальности, населяющих Российское государство. Демократия в понимании ЛДПР предполагает демократическое устройство государства в форме президентской республики, демократичный характер всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной[27].

Исходя из этого формируется ориентационная функция идеологии ЛДПР. Партия ставит своей целью вывод страны из кризиса и Возрождение великой России. ЛДПР ставит основной задачей изменение государственного устройства, ориентируя избирателей в этом направлении, разъясняя важность ведения политики именно в этом русле.

Программно-политический уровень представлен яркими скандальными лозунгами и экспрессивными программами, которыми всегда славилась ЛДПР. Плюс ко всему это всегда дополнялось яркими и незабываемыми выступлениями лидера.

В связи с этим, организующая функция идеологии призывает объединиться всех патриотов страны в борьбе за улучшение государственного устройства, воздействуя на эмоциональную сферу избирателей. Опять же в ее осуществлении немалую роль играет лидер партии, вдохновляя своими выступлениями избирателя следовать предлагаемому партией курсу.

Актуализированный уровень выражается поддержкой избирателей, которая постоянно присутствует, варьируясь в небольших пределах

Символическая функция идеологии разоблачает "лжесимволы" прошлого и взывает идти к будущему. Главным символом партии является ее лидер – В.В. Жириновский

Как видно из анализа, идеология ЛДПР легко вписывается в общую схему. При этом она остается лишь фоном, а не тем фактором, на который делается ставка в избирательном процессе. Создавая свой неповторимый имидж на основе имиджа В.В. Жириновского, партия может себе позволить не использовать идеологию в качестве инструмента. Можно сказать, что партия ЛДПР является исключением в ряду современных партий России, так как она нашла беспроигрышный способ дифференцировать себя от других – используя харизму лидера.

§3. РДП «Яблоко» и «Союз правых сил»

Российская демократическая партия «Яблоко», существующая как общественно-политическая организация с 1993 года, изначально позиционировалась как партия, ориентирующаяся на Запад. В качестве примера и главного ориентира развития России «Яблоко» считает Европу, не акцентируя при этом внимания на особенностях российской ментальности и исторических предпосылках развития.

Партия пользовалась популярностью у избирателей на начальном пути своего развития. Электорат данной партии один из самых молодых (не считая электорат СПС). Но со временем, не видя развития партийных идей и не получая удовлетворения от действий партии, избиратель стал постепенно охладевать. И теперь, по итогам выборов в Государственную Думу 2003 года, партия не смогла преодолеть даже 5-ти процентный барьер.