Использование идеологии политическими партиями в процессе политического PR, страница 12

Программно-политический уровень идеологии «Родины» представлен объемной предвыборной программой, отражающей большинство насущных проблем в области экономики и социальной политики. Как отмечают современные исследователи, партии, создавая положительный имидж, стараются воздействовать на эмоциональную сферу избирателя, а критикуя соперников, на рациональную сферу. Это хорошо отражается в предвыборной кампании «Родины». Строя свою кампанию именно на критике власти, НПС «Родина» четко и рационально объясняет каждую проблему, объясняя, что их подход к проблемам профессиональный. Они, как специалисты, могут реально разработать программу по выводу страны из кризиса. Так начинает действовать организующая функция, объединяя людей вокруг возможности рационального решения существующих проблем.

Актуализированный уровень является наиболее важным для избирательного блока "Родина", так как он отражает достижение цели блока – набрать определенное количество голосов и пройти в Государственную Думу. Востребованность идей, изложенных программой «Родины», актуальность проблем и желание их немедленного решения направляют избирателей голосовать за данный избирательный блок.

Символическая функция проявляется в самом названии избирательного блока: Народно-патриотический союз «Родина», цветовом оформлении кампании – это красные цвета. Сама идея восстановления могущества России тоже символична сама по себе. Символическая функция выходит за рамки одного уровня и является осевой для всей кампании «Родины».

И вновь данная модель идеологии актуальна только в рамках одной избирательной кампании. Учитывая, что уже сейчас, четыре месяца спустя после выборов, во фракции «Родина» произошел раскол и наступили серьезные изменения, мы можем с точностью сказать, что в следующей кампании блок «Родина» или другая политическая организация будет выстраивать совершенно новый ряд идеологических ценностей, отвечающий сложившейся ситуации.

§6. Тенденции партийного развития в России и изменяющаяся роль идеологии.

Подводя итоги, хотелось бы несколько переосмыслить общую схему идеологии в связи с ее использованием в качестве инструмента политического PR такими политическими организациями как «Родина» и «Единая Россия». В момент до предвыборной кампании организации ставят для себя цель, какой процент они хотят получить на выборах. Исходя из этого формируется желаемый образ актуализированного уровня, который стремятся достичь члены этих организаций. Проводятся исследования на предмет выявления наиболее острых проблем у различных слоев населения. На базе данных исследований выстраивается программа, отвечающая потребностям населения – формируется программно-политический уровень. Именно на этом уровне организации объявляют себя политическими партиями или избирательными блоками и начинают официальную предвыборную кампанию. Организующая функция призвана играть роль мобилизации населения в поддержку партии или блока. При этом теоретико-концептуальный уровень носит псевдохарактер. Вместо классической опоры на базовые идеологические теории, организации опираются на критику или поддержку существующей власти, тем самым заставляя работать ориентирующую функцию. Как результат предвыборной деятельности, формируется реальный актуализированный уровень – следствие голосования избирателей. После выборов схема перестает существовать и лишь только символическая функция, которая развивалась на протяжении всего этого


времени, остается еще существовать какой-то период в головах избирателей. Именно эта функция в последствии может дать толчок для построения новой идеологии для очередной политической кампании.

Таким образом схему можно представить в следующем виде: