Использование идеологии политическими партиями в процессе политического PR, страница 3

Программно-политический. На данном уровне можно выделить проблему КПРФ. Лозунги, программы и идеи должны соответствовать времени. Иногда может возникать ситуация, когда предвыборный лозунг звучит устарело или просто не актуален. Здесь же можно отметить и тот факт, что социальная составляющая программы КПРФ выражена слабо, что требует существенных доработок.

Актуализированный. Данный уровень отражает, что КПРФ еще не утратила свой электорат, но в то же время нацеливает партию на то, что пора искать новые пути привлечения молодежи в партийные ряды. Одним из таких путей, как мы видели, может стать использование идеологии как инструмента политического PR, т.к. именно это отвечает потребностям в обществе и преобладанию инструментальных ценностных систем.

Рассмотрим, как функции идеологии работают в общей идеологической модели коммунистов.

Ориентирующая функция. Как мы уже отмечали, большое внимание в программе партии уделяется разъяснению причин кризиса в России, поиску виновников происходящего и разъяснению того пути развития, которым должна идти Россия. Это наиболее эмоциональная часть программы, занимающая основной ее объем. Следовательно, ориентирующая функция в идеологии КПРФ сохранилась и работает. Но есть и проблемы, с которыми приходится сталкиваться партии, пытаясь осуществлять данную функцию среди избирателей. Действительно, идеология КПРФ пытается задавать систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности, которая направлена на построение «светлого будущего», приход к коммунизму. Проблема в том, что для тех, для кого эта функция работает, усилий партии не требуется. Избиратели сами направляют свою «деятельность» в данное русло, так как живут по стереотипам своей молодости. Новому поколению этого не достаточно, поэтому для них ориентационная функция не работает.

Организующая функция. Преимуществом КПРФ перед другими партиями является ее слаженная сеть представительств в регионах страны. До сих пор многие члены партии держаться на стереотипе: «партия сказала "Надо!"…» партийцев объединяют не корыстные интересы, а вера в национальную идею, поэтому единомыслие здесь является практически обязательным фактором существования в партии.

Символическая функция. Идеология КПРФ полна различных символов, несущих эмоциональное содержание. Стоит только вспомнить демонстрации на 9 мая, 7 ноября, где кроме коммунистов редко встретишь демонстрантов. Представители региональных отделений КПРФ неизменно несут в руках портрет великого Вождя и протестные лозунги. Коммунистам же свойственно организовывать различные митинги и пикеты. И все это происходит в борьбе за «национальную идею», а, следовательно, с благими намерениями и верой в «светлое будущее». Сила, содержащаяся в символах, дошедших до нас из недавнего прошлого, актуализирует электорат коммунистов, заставляя их неизменно голосовать за партию. Но отсутствие новых символов не привлекает молодежь поддерживать партию. Проблема остается нерешенной.

Итак, мы проанализировали идеологию КПРФ с точки зрения общей схемы идеологии. Исходя из этого можно сделать вывод, что КПРФ довольно хорошо вписывается в общую схему, хотя и с некоторыми неувязками. Так мы увидели, что функции идеологии работают только для устоявшегося электората. Таким образом партия не решает основной своей задачи во время предвыборных кампаний – привлечения «сомневающихся» избирателей на свою сторону. Также отметим, что в схему вписалась именно «национальная» или классическая часть идеологии. Тот же незначительный элемент, который мог бы служить инструментом предвыборной кампании, не нашел своего отражения в общей схеме.

§2. Либерально-демократическая партия России

ЛДПР была образована на базе одноименной общественно-политической организации, учрежденной 31 марта 1990 года. Самой яркой личностью и, можно сказать, визитной карточкой партии является Владимир Вольфович Жириновский – лидер партии и видный политический деятель России, известный своей скандальностью и высокой эмоциональностью высказываний.