Использование идеологии политическими партиями в процессе политического PR, страница 13

Рис. 2 Схема идеологии как инструмента политического PR

 
 


Как мы видим, «Единая Россия» и «Родина» – это такие политические организации, в которых от классического понимания идеологии не осталось ровным счетом ничего. Они превратили идейные ценности в инструмент, которым можно успешно пользоваться, достигая своих целей – получить необходимый процент голосов на очередных выборах. Такие политические организации уже сложно назвать партиями, тем более партией власти. Это действительно организация людей, которая существует совместно до тех пор, пока цели ее членов совпадают (пример с расколом во фракции «Родина»).

Используя Принцип Минимального Универсума, можно выделить следующие особенности «Родины» и «Единой России» как политических организаций нового типа. Это политические организации, которые на информационном уровне развития обращаются к двум основным архетипам власти – «Добрый Царь» (у «Единой России») и «Дьявол» (у «Родины»). Эти архетипы прочно укоренены в массовом сознании. Партии искусственно создают эти образы, строя на данных архетипах избирательную кампанию, в том числе и идеологию кампании. И мы вновь сталкиваемся с полярностью – одна из партий поддерживает Президента (архетип «Доброго Царя»), а вторая его во всем критикует (архетип «Дьявола»). Интересно отметить и тот факт, что из трех уровней модели ПМУ, функционально-организационный у обеих партий отсутствует. Партии осуществляют свою деятельность на вещественно-организационном уровне, работая с потребностями населения, и на информационном уровне, воздействуя на основные архетипы.


Таким образом, учитывая проведенный анализ идеологических ценностей основных политических представителей, можно сформировать вырисовавшуюся тенденцию развития политических организаций.

Подпись: Рис. 3

классическая идеология

идеология как инструмент

Как видно из рис.3, КПРФ, ЛДПР, СПС и «Яблоко» сохранили в себе классическую составляющую идеологии, которая обозначена заштрихованным

столбиком на рисунке. На уровне нашей модели это означает, что теоретико-концептуальный уровень у них представлен довольно основательно. Причем, он тем сильнее, чем ранее эта партия была создана. Так КПРФ имеет максимальную классическую составляющую, а СПС и «Яблоко» минимальную.

На сегодняшний день не осталось ни одной партии, которые бы не старались использовать идеологию в качестве инструмента политического PR (белые столбики на рисунке). Причем чем выше степень присутствия классической составляющей идеологии, тем ниже ее инструментальная часть. И, наоборот, партии, которые делают ставку на идеологию именно как на инструмент, практически не используют базовые идейные концепции в формировании своей идеологии. Стоит еще раз отметить, что продолжительность жизни идеологии в качестве инструмента равняется временным рамкам одной избирательной кампании, тогда как классическая идеология призвана развиваться с течением времени, каждый раз укрепляя свои идейные позиции. Как показывает практика, востребованности в такой идеологии на сегодняшний день нет.

Новые политические образования являют собой организацию людей, преследующую определенные личные и политические цели. Они объединяются и существуют до тех пор, пока цели совпадают. Такие организации регистрируются как политические партии, так как это необходимое условие для участия в избирательных процессах страны. Поскольку главные цели таких организаций отнюдь не представление общественного интереса, то образуются квазипартии, играя эту роль во время предвыборной кампании. Для таких квазипартий не имеет смысла создавать фундаментальную идеологическую основу политических программ, так как их цели краткосрочны и изменчивы. На помощь приходит использование идеологии как инструмента политического PR, с помощью которого «партия» сможет набрать необходимое число голосов, чтобы занять желаемую политическую должность.