Инновационная стратегия. Распространение инноваций или диффузия инноваций, страница 2

Подводя итог, можно сказать, что инновационный процесс зависит от изобретения, но это изобретение должно быть сопряжено с коммерческой деятельностью и только после этого оно может способствовать росту организации. Инновации могут включать фундаментально новые изобретения (много примеров можно найти в нефтехимической промышленности и электронике), а также может относиться к улучшениям в уже существующих методах производства, которые приводят в свою очередь к появлению новых вариантов/модификаций существующей продукции. Однако во всех случаях конечная коммерческая цель инноваций одна и та же: повышение прибыльности/рентабельности с помощью увеличения рыночной доли, маркетинговых возможностей, больших конкурентных преимуществ.

Прагматический подход  к ранним промышленным

инновациям.

Многие инновации в истории английской текстильной, металлургической промышленности и керамики обязаны своим появлением выдающимся способностям талантливых изобретателей, таких как Hargraeves, Arkwright, Trevithick, Maudslay и Spode. Благодаря своим сильным / выдающимся личным качествам этим людям (некоторые из них имели довольно ограниченные теоретические познания) удалось добиться признания разработанных ими принципиально новых методов производства. Этот успех в меньшей степени зависел от формальных научных познаний/ образования, чем от настойчивых, упорных практических экспериментов в реальных рабочих условиях. Например, Goodyear, добившийся значительных достижений в вулканизация каучука, совершенно не претендовал на абсолютные знания в области химии и, в то же время, находил, многих квалифицированных химиков, которым не удавалось снизить липкость резины, неспособными оказать ему помощь в его непрерывных опытах. Однако, как замечает Jewkes , его воодушевляло сознание того, что все тайное, непознанное, неподдающееся объяснению с научной точки зрения, вероятнее всего будет открыто случайно, только при помощи постоянного проведения опытов. И действительно, он добился такого грандиозного успеха, что в 1858 г. один из членов американского патентного бюро написал в своем отчете, что Goodyearблагодаря своим собственным усилиям стал таким знатоком в области «резиновой» химии, что ни одна мелочь не укрылась от его внимания.

Время от времени счастливые случайности оказывали благоприятное влияние на научные изыскания: интуиция, счастливая способность к открытиям (это понятие появилось в 1754, благодаря книге Horace Walpole “Three Princes of Serendip”, герои которой постоянно делали открытия по чистой случайности, с помощью интуиции) приводила к таким значимым научным и технологическим открытиям, как пенициллин, плавающее мыло, анилиновые красители. Последние были изобретены в 1856 Perkinом -  студентом из Королевского колледжа химии. Он экспериментировал с соединениями, открытыми Фарадеем и Гоффманом, и, пытаясь синтезировать хинин, открыл краску розовато-лилового цвета – первый анилиновый краситель.

Подобные случайные изобретения, как пишет Jewkes, очень свойственны для химии, но крайне редки в машиностроении. Химик легко может посредством экспериментов добиться новых свойств, качеств уже открытых и известных элементов, соединений. Но. навряд ли инженер, «соединяющий вместе металлические части и представляющий себе определенную конструкцию, которая должна получиться в итоге,…….. соберет аппарат/ механизм, совершенно отличный от того, который был задуман». 

Изобретение, как замечают Burns и Stalkerв своем глубоком исследовании, посвященном вопросам инноваций, «рассматривалось как результат таланта, гениальных способностей - непредсказуемых, неконтролируемых и зачастую дилетантских; либо -  результат случайностей или внезапного вдохновения…….»

Действительно, как заметили американские исследователи: «Общая концепция изобретателя заключается в стремлении к постоянной, упорной работе в одиночку, может быть даже в некотором помешательстве на бесконечном труде в своей мастерской. Все время пребывая в мечтах, живя на занятые средства, изобретатель разрабатывает новые технологические средства и приспособления, представляющие собой весьма сомнительную ценность и воспринимается обществом как безвредный и даже скорее забавный феномен…… Как и в большинстве всех стереотипов, в этом утверждении есть зерно истины. В мире изобретателей много странных чудаковатых людей, искателей перпетуум-мобиле, антигравитации, смертельных лучей, и тому подобного».