Инновационная стратегия. Распространение инноваций или диффузия инноваций, страница 12

Другой пример извлечения дохода из инноваций связан с именем Альфреда Нобеля, который был не только успешным новатором, но и очень проницательным бизнесменом. В 1863 он внес улучшения в Sobreroвское изобретение нитроглицерина, таким образом что его детонацию стало возможно контролировать с помощью ударного капсюля. Дальнейшие изобретения привели к появлению динамита и гелигнита. Нобель пришел к выводу о рентабельности промышленного применения этого изобретения при взрывных работах на мостах, железных дорогах и т.д. в быстро развивающихся индустриальных странах. Он получил иностранные патенты и разработал производственные операции, которые с течением  времени распространились на всех 5 континентах. Чтобы финансировать и управлять этим огромным предприятием, он создал целую сеть местных партнеров. В сущности, Нобель основал первую транснациональную промышленную компанию и искусно контролировал риски, связанные с расширением рынков сбыта.

Показателен и пример предпринимательского духа, демонстрируемый Xeroxом при внедрении нового копира Xerox 914. Когда это устройство только еще было в стадии разработки, компания пригласила «три наиболее известные консалтинговые фирмы для независимого изучения (отдельно друг от друга) маркетинговых возможностей и рыночного потенциала».  Два консультанта советовали отказаться от попытки выйти на рынок с этой продукцией, третий видел нечеткие, неопределенные возможности успеха, и прогнозировал ограниченный рыночный потенциал (~8000 заказов,  которые можно было получить в течение 6 лет). Однако президент компании и его партнеры решили не зацикливаться на этих мрачноватых прогнозах, поскольку они почти не принимали во внимание кривую обучения потребителей: имеется в виду, что люди захотят иметь копии написанных материалов, как только копии хорошего качества станут легкодоступными. Учитывая этот т.н. скрытый спрос, Xerox  смело вывел на рынок  914 копир в 1961; в результате за три года было продано 80 000 единиц продукции.

Как уже было написано, изобретателем ксерографии является патентовед Chester Carlson, чья изобретательность и настойчивость в конце концов привела к появлению процесса, который с огромным успехом был развит Xeroxoм. Однако путь к успеху был не легким: в течение трех лет Carlson анализировал свои идеи в Нъю-Йоркской Технической Библиотеке, до тех пор, пока в 1937 он не зарегистрировал свой первый патент. Производство, тем не менее, было отложено до 1946, когда небольшая компания Haloid Corporation (позже ставшая известной как Xerox) решила извлечь выгоду из этого революционного изобретения.

Внедрение новой продукции на рынок очень часто требует творческого подхода, воображения и изобретательности. Так, General Motors преодолел нежелание американской системы ж/д сообщения заменить старые паровые локомотивы дизельными. Эти новые локомотивы были сконструированы и произведены в ожидании потенциального рыночного спроса, но без четких прогнозов гарантированного объема продаж.

Ссужая дизельные локомотивы железным дорогам, производителям удалось наконец  добиться широкого распространения и использования поездов дальнего следования.

Новые изобретения открывают новые возможности различных отраслей промышленности, но совершенно очевидно, что необходимо время для того, чтобы инновации, являющиеся результатом этих изобретений, превратились в продукцию, приносящую прибыль. Основная проблема была убедительно описана управляющим Bayer AG третьей по величине оборота немецкой химической компанией: «30 лет назад в некоторых отраслях (например, волоконное производство) была масса инноваций. Для того, чтобы производить новые волокна, необходимы новые красители, новые пластиковые материалы,  новое оборудование. Таким образом, новые материалы в одной отрасли вызывают инновации в других отраслях. Но по прошествии времени инновации приостанавливаются. Необходимо освоить, приспособиться к тому, что имеешь. На этой стадии небольшие и зарубежные компании, если ваш патент истекает, имеют возможность начать производство подобной продукции уже без обременительных исследований, разработок и прочих накладных расходов. В этом случае – единственный выход – дальнейшие инновации. С каждым разом создать нечто новое становится все труднее из-за возрастающих расходов на исследования.  Но это совершенно необходимо».