Инновационная стратегия. Распространение инноваций или диффузия инноваций, страница 11

Другой метод классификации «фундаментальных инноваций» заключается в следующем: они подразделяются на типичные – являющиеся предпосылкой новой социально-экономической деятельности или даже новых отраслей, и общие – они не только закладывают основу социально-экономической деятельности, но охватывают еще и новые, а также старые отрасли промышленности. Например, «как каталитический крекинг, так и двигатель внутреннего сгорания, являются достижениями техники, но в то время как первый представляет собой типичную инновацию, последний – общую». Несмотря на то, что эти типы инноваций во многом пересекаются, они все же имеют концептуальные отличия. Что их отличает друг от друга – это величина «эффекта пульсации»; общие инновации, как правило, имеют более всеобъемлющий масштаб, а типичные – носят «локальный» характер. Общие инновации являются первопричиной комплекса взаимосвязанных инноваций, примером может служить открытие паровой энергии, которое повлекло за собой целый ряд других инноваций.

Следующий вариант классификации делит инновации на три основные группы: непрерывные, динамически непрерывные и прерывистые.

1.  Непрерывные инновации включают скорее простую модификацию продукции, нежели резкое введение совершенно новых видов продукции. Как было отмечено ранее, постепенно накапливающиеся улучшения составляют значительную часть инновационной стратегии. Эта продукция все еще очень похожа по многим своим характеристикам на уже существующую, поэтому компаниям не требуется влиять на потребительские предпочтения, если они хотят вывести на рынок модифицированные товары.

2.  Динамически непрерывные инновации влекут за собой более заметный эффект, чем первый вид, но при этом все-таки еще не  требуют фундаментального изменения сложившихся стереотипов и моделей потребительского поведения.

3.  Прерывистые инновации относятся к новой продукции, которая ведет к заметным изменениям в образе жизни, предпочтениях потребителей, а также в производственных процессах: радио и телевидение, долгоиграющие пластинки, реактивный двигатель, синтетические волокна, нержавеющая сталь, антибиотики, вольфрамовые карбидные инструменты, фотографический типографский набор и т.д.

Эти виды инноваций в продукции привели к значительным изменениям в потребительском поведении; они распространялись медленно, т.к. их применение требовало весьма значительных перемен в привычках и ценности этой продукции для потребителей, например, обезвоженные продукты сравнительно нескоро стали популярными из-за сомнений потребителей в их питательной ценности.

Эти основные группы, выделенные при помощи вышеописанной методики, можно сравнить с моделью Langrisha. Так, «флоат-процесс» Pilkingtonaможно отнести к категории «прерывистых» инноваций; Langrish классифицировал «флоат-стекло» как продукцию, относящуюся к категории «давление открытий» и считал «флоат-стекло» технологическим открытием. Нержавеющую сталь можно классифицировать таким же образом.

Данной категории инноваций, совершенно очевидно, присущ очень высокий уровень риска. «Флоат-стекло» - инновация, которая с большим коммерческим успехом сейчас используется многими фирмами, испытывало несколько кризисов в процессе разработки и внедрения. Первый производственный завод, основанный в мае 1957, «на протяжении 14 месяцев выпускал стекло неудовлетворительного качества». И даже по прошествии 14 месяцев трудности не были полностью преодолены, коммерческого успеха удалось достичь только с помощью длительной, интенсивной работы и огромных финансовых вложений.

Jewkes настаивает на том, что основная концепция получения непрерывной ленты стекла на расплаве олова на самом деле была запатентована еще в начале 1900, но тогда она не нашла применения и воплощения. Внедрить этот процесс могла только компания, обладающая значительными ресурсами, менеджмент которой был бы готов принять высокий уровень  риска, связанного с прогнозированием рыночного спроса.