Психогенетика: Материалы для самостоятельной работы (Содержание учебной дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу дисциплины), страница 7

59.  Как в генетике поведения были использованы «мозаики» и «химеры»?

60.  Какие современные молекулярно-генетические методы существенно расширяют возможности психогенетических исследований?

61.  Расскажите о генетическом контроле процесса становления нервной системы в онтогенезе.

62.  Расскажите о «сегментном» строении нервной системы и генах, которые контролируют такое строение?

63.  Что такое нейротрофные факторы и молекулы «узнавания»? Какова их роль в центральной неврной системе?

64.  Расскажите о применении трансгенных животных в изучении функционирования центральной нервной системы.

65.  Почему возник термин «нейроэндокриноиммунная» система? Как это связано с работой генов?

66.  Что такое нейропептиды? Приведите конкретные примеры их наследственной обусловленности и действия в центральной неврной системе.

67.  Как соотносятся память и научение?

68.  Какую роль в формировании памяти играют каскады сигнальной трансдукции?

69.  Какую роль играют гены раннего ответа в процессе научения?

70.  Какую рольиграют нейротрофные факторы и молекулы «узнавания» в процессах формирования Ц.Н.С. в онтогенезе?

71.  Расскажите о влиянии численных аномалий кариотипа на умстенные способности человека.

72.  Расскажите о роли мутаций в становлении умственных способностей человека. Приведите конкретные примеры.

73.  Что известно о генетической предрасположенности к аутизму и шизофрении?

74.  Что известно о предрасположенности к алкоголизму, различным депрессивным состояниям, суицидальному поведению?

75.  Расскажите о молекулярно-генетических механизмах некоторых психических заболеваний.

76.  Приведите примеры влияния разных аллелей некоторых генов на развитие аномалий поведения человека.

77.  Расскажите о генетических механизмах развития нейродегенеративных заболеваний у человека и животных.

78.  Расскажите о влиянии аллелей локуса HLA на поведение человека.

79.  Можно ли давать генам социально-значимые названия?

80.  Этические проблемы генетической паспортизации. 

81.  Перспективы генотерапии.

82.  Современные генетические методы получения лекарственных препаратов.

83.  Как генетические знания могут быть использованы в клинической психологии? 

84.  Обоснуйте необходимость привлечения генетических знаний в психологических исследованиях.

85.  Как можно использовать в психологических исследованиях данные геногеографии?

86.  В чем преимущества и опасности «генетической паспортизации» человека?

Задания для самостоятельной работы:

1.  Изучить основную и дополнительную литературу.

2.  Разобрать схемы наследования качественных признаков при различных типах взаимодействия генов, и сцепленных с полом признаков.

3.  Самостоятельная проработать следующие вопросы:

А Генетика половых различий по поведению у человека.

Б Методы популяционной генетики в психогенетических исследованиях.


ГЛОССАРИЙ.

Аллель – конкретная форма (вариант) гена. Каждый диплоидный организм содержит по две копии каждого гена (аллели), причем эти копии могут несколько отличаться друг от друга. Последнее приводит к существованию разных форм одного и того же признака. Например: признак – окраска цветка, формы – красная и белая, признак – мочка уха, формы – «свободная» и «приросшая»; признак – строение подбородка, формы – «с ямочкой» и «без ямочки».

Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям изучаемого гена (генов).

Генетический код – соответствие последовательности из трех нуклеотидов (триплета или кодона) конкретной аминокислоте. Т.к. основных аминокислот всего 20, а возможных сочетаний нуклеотидов в триплете 64, каждой аминокислоте соответствует более чем 1 триплет (вырожденность генетического кода). Кроме того, есть несколько триплетов не соответствующих никаким аминокислотам (нонсенс-кодоны).

Ген – это участок молекулы ДНК (РНК) несущий информацию об одном признаке. В дальнейшем это «рабочее» определение будет развиваться и дополняться новым содержанием. У разных индивидуумов в силу изменчивости НК один и тот же ген может существовать в виде несколько различающихся друг от друга вариантов (форм).