Психогенетика: Материалы для самостоятельной работы (Содержание учебной дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу дисциплины), страница 4

7.  Принципы формирования "элементарных" и сложных полигенных признаков. Генотип и среда.

8.  Взаимодействие и плейотропные эффекты генов.

9.  Методы генетического анализа и верификации получаемых данных применительно к психогенетическим исследованиям.

10.  Эволюция поведенческих признаков: от одноклеточного к многоклеточному организму, от индивидуума - к популяции.

11.  Психическая активность человека как высшая форма адаптивного поведения, механизмы.

12.  Генетика "стресса", стрессоустойчивости и стрессрезистентности.

13.  Значение модельных объектов в генетике поведения: конкретные примеры.

14.  Современные представления о молекулярно-генетических механизмах, контролирующих процессы запоминания.

15.  Генетика признаков «двигательной активности», «обучаемости», «агрессии», «экстраполяции», «алкоголизма» и др. на животных моделях.

16.  Близнецовость как генетический признак, использование в психогенетических исследованиях.

17.  Психогенетические методы в современных исследованиях.

18.  Генетика высшей нервной деятельности: связь работ И.П.Павлова с современными представлениями о наследуемости свойств нервной системы.

19.  Нейропептиды и психогенетические исследования.

20.  Генетика интеллекта.

21.  Генетика аутизма, алкоголизма, пищевого и агрессивного поведения человека.

22.  Гены предрасположенности к шизофрении и различным нейродегенеративным заболеваниям.

23.  Современные представления о механизмах генетического контроля обучаемости. Связь с механизмами сигнальной трансдукции, памятью и пластичностью нейронов.

24.  Сравнительно-генетические исследования в психогенетике.

25.  Методы современной генетики (секвенирование, «фингерпринтинг» получение трангенных животных, «генный нокаут» и др.) в психогенетических исследованиях.

26.  Значение сложных форм поведения высших млекопитающих и человека как фактора микроэволюционного процесса.

27.  Психогенетика: перспективы, этические проблемы. Евгеника и эуфеника.

Примеры задач для решения в ходе практических занятий

Практическое занятие 1.

  1. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание человека, одним из проявлений которого является задержка умственного развития.  Оно является результатом дефекта гена, кодирующего фермент - фенилаланин-4-гидроксилазу, и наследуется как рецессивный, аутосомный, моногенный признак. А) Какова вероятность рождения больного ребенка у гетерозиготных родителей? Б) Если сестра у одного из родителей и брат у второго родителя больны ФКУ, какова вероятность того, что уже первый их ребенок может страдать подобным недугом?
  2. Аллель гена, определяющего нормальный слух у человека, доминантна по отношению к аллели глухоты. Рождение глухого ребенка обычно приводит к немоте. А) В браке глухонемой женщины и нормального мужчины родился глухой ребенок. Каковы генотипы родителей? Б) Какое потомство можно ожидать в браке двух гетерозиготных родителей?
  3. Фенилкетонурия и леворукость у человека наследуются как рецессивные, моногенные, не сцепленные друг с другом признаки. А) Каковы могут быть дети, если их родители гетерозиготны по обоим генам? Б) Если левша, гетерозиготный по аллелям гена ФКУ, женился на правше, гетерозиготной по аллелям обоих генов, то какие дети и с какой вероятностью могут появиться в этом браке?
  4. Одна из форм шизофрении наследуется как доминантный аутосомный признак. Пенетрантность проявления заболевания у гомозиготных людей равна 100%, а у гетерозиготных – 20%. А) Какова вероятность появления больных детей в семье, где один родитель гетерозиготен, а другой – нормален в отношении анализируемого признака? Б) Какова вероятность рождения больных детей в браке двух гетерозиготных родителей?
  5. Мозжечковая атаксия характеризуется прогрессирующими дегенеративными процессами в центральной нервной системе, что сопровождается снижением интеллекта после 20 лет. Заболевание наследуется по аутосомно-доминантному типу. В браке больной женщины и здорового мужчины родилось несколько больных и здоровых детей. Какова вероятность появления больных внуков в браке её больной дочери со здоровым мужчиной?
  6. Одна из аллелей гена, кодирующего дофаминовый рецептор (DR D3), в гомозиготном состоянии, предопределяет неспособность человека усваивать нейролептики определенного класса, которые применяют для лечения шизофрении.  Их применение в 60% случаев приводит к обострению шизофрении и развитию тардивной дискинезии. Изучение родных больного шизофренией  показало, что мать и отец являются гетерозиготными носителями рецессивной аллели гена DRD3 . Какова вероятность развития обострения шизофрении у больного при применении «несоответствующего» нейролептика?
  7. Пол наследуется как «менделеевский» признак. В одном из родильных домов города за 2 мес родилось 113 мальчиков и 87 девочек. А) Какое расщепление по полу должно быть теоретически? Б) Отличаются ли от теоретически ожидаемого полученные из роддома данные за два месяца?
  8. В выборке из 100 мужчин распределение по темпераменту составило 29 холериков к 39 сангвиникам и к 32 флегматикам. В аналогичной выборке женщин соотношение составило 17:50:33, соответственно. Меланхоликов выявлено не было. Проанализировав результаты, докажите, что гены, определяющие пол у человека, влияют на формирование темперамента. На примере задачи объясните, как правильно проводить анализ полученных данных.