Психогенетика: Материалы для самостоятельной работы (Содержание учебной дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу дисциплины), страница 3


Вопросы к итоговому контролю знаний

(к зачету)

1.  «Психические» и поведенческие признаки.

2.  Роль наследственности и среды в формировании психологических характеристик.

3.  Психогенетика и евгеника: перспективы, этические проблемы.

4.  Закономерности передачи генетической информации последующим поколениям.

5.  Механизмы изменчивости и генетическая гетерогенность. Значение в эволюции.

6.  Принципы формирования "элементарных" и сложных полигенных признаков. Генотип и среда.

7.  Методы генетического анализа и верификации получаемых данных.

8.  Классический вариант близнецового метода.

9.  Психическая активность человека как высшая форма адаптивного поведения.

10.  Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.

11.  Значение модельных объектов в генетике поведенияы.

12.  Современные представления о молекулярно-генетических механизмах, контролирующих высшие функции.

13.  Генетика признаков «двигательной активности», «обучаемости», «агрессии», «экстраполяции», «алкоголизма» и др. на животных моделях.

14.  Генеалогический метод.

15.  Психогенетические методы в современных исследованиях.

16.  Анализ наследования у приемных детей.

17.   Генетика Интеллекта.

18.  Генетика высшей нервной деятельности: связь работ И.П.Павлова с современными представлениями о наследуемости свойств нервной системы.

19.  Наследование психофизиологических особенностей (электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы мозга человека).

20.  Генетика аутизма, алкоголизма, пищевого и агрессивного поведения человека.

21.  Гены предрасположенности к шизофрении и различным нейродегенеративным заболеваниям.

22.  Психогенетика социально-девиантного поведения (преступность, алкоголизм)

23.  Психогенетические исследования темперамента

24.  Современные представления о механизмах генетического контроля обучаемости.

25.  Сравнительно-генетические исследования в психогенетике.

26.   Методы современной генетики (секвенирование, «фингерпринтинг» получение трангенных животных, «генный нокаут» и др.) в психогенетических исследованиях.

27.  Значение сложных форм поведения высших млекопитающих и человека как фактора микроэволюционного процесса.

28.  Взаимодействие генотипа со  средой

29.  Генетика психических расстройств (олигофрения, шизофрения, депрессивные состояния).

30.   Коэффициент наследуемости


Литература

Основная:

1.  Александров А.А. Психогенетика. Учебное пособие. СПб:Питер. 2004. 192с.

2.  Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова ТА. Основы психогенетики. – М.,1998.

3.  Равич-Щербо, И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 1999.

4.  Фогель 3., Мотульски Ф. Генетика человека. В 3-х томах. – М. Мир, 1990. т. З, главы 7-8.

5.   Эрмон Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М. Мир. 1984 Главы 2-5, 7, 11.

Дополнительная:

1.  Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследований. М., 1988.

2.  Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

3.  Егоров М.С. Развитие как предмет психогенетики. Вопросы психологии. 1992, № 5-6.

4.  Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В.Равич-Щербо. – М., 1988.

5.  Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб. 1995.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ

Примеры вопросов для подготовки к семинарским занятиям и зачету

1.  «Психические» и поведенческие признаки.

2.  Роль наследственности и среды в формировании психологических характеристик.

3.  Современная генетика о происхождении жизни.

4.  Реализация генетической информации. От гена к фену, от генотипа к фенотипу.

5.  Закономерности передачи генетической информации последующим поколениям.

6.  Механизмы изменчивости и генетическая гетерогенность. Значение в эволюции.