Психогенетика: Материалы для самостоятельной работы (Содержание учебной дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу дисциплины), страница 5

Практическое занятие 2.

  1. Мышечная дистрофия Дюшена (МДД), сцепленное с полом, рецессивное заболевание, обычно поражающее только мужчин. Больные МДД не доживают до репродуктивного возраста. Какова вероятность, что женщина, чей брат болен МДД, будет иметь больного ребенка?
  2. Синдром Мартина-Белла (СМБ) наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу. Одна их характерных особенностей СМБ – умственная отсталость разной степени тяжести.  Какова вероятность появления больного ребенка в семье, где отец здоров, а мать гетерозиготная носительница рецессивной аллели?
  3. В одной из популяций частота дальтонизма среди мужчин составляет  0,08. Это рецессивный, сцепленный с полом признак. Какова частота встречаемости женщин-дальтоников и женщин – гетерозиготных носителей рецессивной аллели в этой популяции?
  4. Синдром Леш-Нихана (ЛН) – тяжелое Х-сцепленное рецессивное заболевание, одним из отличительных признаков которого является самодеструктивное поведение. Заболевание передается по женской линии. Если у брата женщины наблюдали развитие синдрома ЛН, какова вероятность рождения ею ребенка с описываемым синдромом?
  5. Частота рождаемости детей с ФКУ в изучаемом регионе равна 2:25000. Определите частоту рецессивной и доминантной аллели в этом регионе. Определите примерное количество людей, гетерозиготных по аллелям гена ФКУ, если население города равно 100 тыс. человек?
  6. Глухонемота, связанная с врожденной глухотой, наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Частота встречаемости  глухонемоты для некоторых регионов составляет 2:10000. Какова частота рецессивной и доминантной аллели в изучаемых популяциях? Сколько гетерозиготных носителей аллели заболевания в подобном регионе, если его численность равна 8 млн. человек?
  7. В выборке из 100 монозиготных близнецов по признаку умственной отсталости конкордантность составила 97%, в то время как среди 100 дизиготных близнецов аналогичная величина равнялась 37%. Найдите силу наследственной обусловленности признака.
  8. При сопоставлении монозиготных близнецов по сходству интеллектуального развития получены следующие данные: схожих – 3 пары, различающихся – 22 пары. Для дизиготных близнецов аналогичные данные составили 9 и 16 пар, соответственно. А) Высчитайте показатели парной конкордантности для моно- и дизиготных близнецов. Б) По полученным данным определите долю наследственной обусловленности интеллекта.
  9. Исследование детского энуреза показали, что среди монозиготных 138 пар близнецов, 96 оказались конкордантны по изучаемому признаку. Среди 101 пары дизиготных близнецов только 31 пара оказалась конкордантна по изучаемому признаку. Докажите, что степень генетического родства влияет на анализируемый признак: а) Рассчитайте показатель парной конкордантности для моно- и дизиготных близнецов; б) определите силу влияния генов на изучаемый признак.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Вопросы для самостоятельной работы:

1.  Расскажите о психогенетике, предмете её изучения, основных целях и задачах.

2.  Расскажите об исследованиях, приведших к возникновению генетики поведения. Рассмотрите значение работ Дарвина, Гальтона, Торндайка, Павлова и др.

3.  Охарактеризуйте особое положение человека как объекта психогенетических исследований.

4.  Опишите структурный параллелизм основных направлений исследований психологии и генетики поведения.

5.  Расскажите о возможных путях возникновения макромолекул, ДНК, РНК и матричных процессов (современные представления).

6.  Рассмотрите современные представления о возникновении клетки, перечислите отличительные характеристики поведения живой материи.

7.  Дайте определение понятиям «ген», «аллель», «мутация», «генотип» и «геном».

8.  Дайте определение понятиям  «фен», «фенотип», «генетический код».

9.  Что такое «нуклеоид», «хромосома», «гаплоидность» и «диплоидность»?

10.  Возникновение нервных клеток как необходимое условие существования многоклеточных организмов.

11.  Что такое «репликация»? Опишите.

12.  Что такое транскрипция? Опишите.