Психогенетика: Материалы для самостоятельной работы (Содержание учебной дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу дисциплины), страница 2

Тема 5.  Поведение, поведенческие признаки и их эволюция

            Эволюция живых организмов – эволюция их поведения. Учение Ч. Дарвина и отбор поведенческих признаков. Поведение высших млекопитающих и человека как высшая форма адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Поведение как фактор микроэволюционного процесса. Эволюция поведения: от простого к сложному, от поведения животных к человеческой психике. Поиски гомологичных форм поведения.

Тема 6. Значение модельных объектов в генетике поведения и  психогенетике

            Особенности человека как объекта психогенетических исследований. Значение модельных объектов в генетике поведения (одноклеточные, нематода, дрозофила, мыши, крысы, собаки, обезьяны), преимущества и ограничения при их использовании. Зоопсихология и социобиология. Генетика признаков «двигательной активности», «обучаемости», «агрессии», «экстраполяции», «алкоголизма» и др. Доместикация и комплекс сопутствующих поведенческих признаков. Генетика "стресса". Психическая активность человека как высшая форма адаптивного поведения, механизмы.

Тема 7. Генетика высшей нервной деятельности и ее механизмы

            Генетика ВНД. Связь работ И. П. Павлова о типах ВНД с современными генетическими представлениями о наследуемости свойств нервной системы. Генетический контроль формирования нервной системы организма в онтогенезе: чувствительные периоды развития. Участие генов и среды в контроле специфических и общих свойств нервной системы. Эмоциональность, темперамент и их связь с процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Физиолого-генетические механизмы реализации психологического фенотипа. Психогенетика и генетика нейрофизиологических признаков (нейроанатомия, нейромедиаторы и гормоны, нейропептиды, биохимические особенности). Генетика рецепции, проведения и обработки информации из окружающей среды, формирование адаптивного ответа. Примеры влияния генов на высшие формы поведения человека. Генетика стресса. Роль индивидуального опыта. Использование «условного генного нокаута» у мышей при изучении механизмов научения.

            Особенности поведения высших млекопитающих и человека. Генетический контроль поведенческих признаков. Молекулярные механизмы. Консерватизм и изменчивость генных систем, контролирующих адаптивно важные признаки, консерватизм и изменчивость функций генных продуктов. Использование простейших моделей (асцидии, аплизия, нематоды и др.) для изучения механизмов научения и памяти. Мышь и крыса как объекты психогенетических исследований.

            Нейропептиды как прямое подтверждение регуляции генами активности центральной и периферической нервной системы человека и животных. Гены нейропептидов. Контроль пищевого, территориального, агрессивного, материнского и других форм поведения. Нейропептид Y и «обжорство». Галанин, тахикинин и другие нейропептиды. Гомология генов нейропептидов животных и человека. Новые данные о механизмах памяти, обучаемости, нейропептидах и пластичности нейронов.

Семинар 1. Генетический контроль  механизмов памяти и научения.

Тема 8. Примеры психогенетических исследований на человеке

            Изучение влияние генотипа и среды на формирование возбудимости, шизофрении, аутизма, асоциальности, суицида, интеллектуального развития, различных характеристик темперамента  и многих других поведенческих признаков человека с учетом гендерных различий. Сравнительно-генетический анализ поведенческих признаков животных и человека: гомология генетических механизмов.

Семинар 2. Современные психогенетические методы изучения механизмов формирования адаптивного поведения у человека.

Тема 9. Перспективные направления развития психогенетических исследований

            Углубление знаний о механизмах регуляции генной активности, о механизмах взаимодействия генов между собой в процессе формирования особенностей центральной и периферической нервной системы человека. Связь изменчивости поведенческих признаков с суммарным влиянием генотипических и средовых воздействий. Генотерапия. Геногеография. Генетическая паспортизация, её преимущества и связанные с этим морально-этические проблемы.