Национальная политика. Сущность и содержание национальной политики. Основные формы национально-государственного устройства, страница 6

Если национальная политика не обновляется,  не реагирует на происходящие изменения в жизни народов, не корректируется в соответствии с  новыми социально-политическими реалиями,  то такая политика неминуемо ведет к созданию напряженности и конфликтности в межнациональных отношениях.

Пример тому бывший наш дом - СССР,  где национальный вопрос считался решенным,  а  национальная  политика  не обновлялась не конкретизировалась не приспосабливалась к новым условиям общественного развития.  (Она  стала  одной  из  причин распада самого СССР, того набора проблем с которым сталкивается сегодня Россия. Татарский, Чеченский вопросы, Таджикистан, Абхазия и т.д.)

Управление межнациональными отношениями  является  основным средством реализации национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие  на объект управления – национальные отношения.

Механизм управления национальными отношениями -  это  способ организации, функционирования   управляющей   системы,  комплекс принципов, социальных рычагов,  правовых,  нравственных  норм  и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему для достижения конкретных целей.

Национальная политика может и должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных частей,  этапов и приоритетов. Различают стратегические задачи  национальной  политики от проблем, требующих постоянного внимания и быстрого реагирования. Стратегические задачи определяются на длительный исторический период и носят концептуальный характер.  Например, современное развитие России подводит к выводу,  что  в  межнациональных отношениях центр  тяжести следует смещать с национально-территориального принципа к национально-культурному принципу  государственного устройства и организации национальной автономии.  Смысл ее заключается в построении федерации не по национально-территориальному принципу, а по территориальному.

Такая политическая цель не может быть  достигнута  сразу (хотя моменты  такие  могут  быть - октябрь 1993) а требует длительной подготовительной  работы.  Многие   народы,   населяющие пространство РФ  надеются создать в том или ином виде национально-территориальную автономию или воссоздать таковую.  А  те  кто уже имеет  такую стремятся всячески ее укрепить.  Следовательно, вопрос об территориальном обустройстве России  является  политическим вопросом.

ВЫВОД по первому вопросу.

Прочным и жизнеспособным может быть такое многонациональное государство, которое строится на принципах признания права на самоопределение народов и добровольности их  объединения,  полного национального равноправия.

Демократия вызывает доверие и  взаимное  уважение  народов, дает толчок центростремительным силам и желание все более тесного сотрудничества, укрепляет атмосферу дружбы народов. Регулировать межнациональные  отношения  призвана достаточно продуманная национальная политика,  адекватная уровню развития демократии  в стране.

ВОПРОС 2    Основные формы национально-

государственного устройства.

Из изложенного в первом вопросе вытекает, что межнациональные отношения представляют собой  сложную,  трудно  регулируемую сферу отношений, требующую особого такта, тонкого и всестороннего подхода. Процессы протекаемые в сфере межнациональных отношений требуют своего управления. Последнее предполагает:

- во-первых, выявление и познание объективных закономерностей, тенденций  развития национальной жизни и разработку на этой основе оптимальной социальной политики в межнациональных отношениях;

- во-вторых, целенаправленное руководство  ее  развитием,  в том числе программирование, организация, регулирование и контролирование;

- в -третьих,  своевременное обнаружение и преодоление противоречий и препятствий на пути гармоничного развития  межнациональных отношений;

- в-четвертых,  обеспечение стабильности, прочности и дальнейшего совершенствования   структурно-функционального  единства системы, ее способности избавиться от негативных явлений.