Национальная политика. Сущность и содержание национальной политики. Основные формы национально-государственного устройства, страница 3

В юридическом плане право наций на самоопределение  признается за  всеми  без  исключения народами и отказ в этом праве не допустим. А вот определение формы,  в которой должно  реализовываться данное  право,  в  каждом  конкретном случае (вхождение в другое государство в качестве его составной части, на началах автономии или федерации, конфедерации; образование независимого государства) требует учета всех заинтересованных народов и уже поэтому может решаться только политическим путем.

2. Важным политико-правовым принципом демократического развития межнациональных отношений является суверенитет.

Различают суверенитет государственный и национальный.

Государственный суверенитет предполагает  полную  независимость государства  от других государств в его внутренних и внешних делах.  (Полная независимость не означает абсолютной независимости, последней вообще не бывает). Он предполагает территориальную целостность и нерушимость границ.  Вместе с тем, в принятых ООН в 1966 году международных пунктах о гражданских,  политических, экономических,  социальных и культурных правах в  первых пунктах этих документов говорится о праве народов на самоопределение. Возникает вопрос - какая идея приоритетнее -  целостность государства или  право на самоопределение?  Однозначного ответа нет. Ясно одно,  что в рамках одного государства самоопределение народов должно осуществляться демократическим путем,  при согласовании интересов всех граждан. (Например как это делается в Канаде - Квебек).

Национальный суверенитет - это совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического устройства и строя, на территориальную целостность,  экономическую  независимость. Это  суверенитет выраженный в этнической самобытности нации, народности,  их праве своей только волей  определять  собственную судьбу.

В случае моноэтнического государства государственный и  национальный суверенитет сливаются.

3. Важнейшим демократическим  принципом  решения  межнациональных проблем  и  формирования  межнационального мира является принцип полного равноправия граждан независимо от языка, религии, расы этнической принадлежности и т.д. Речь идет об обеспечении и защите прав всех народов, проживающих на территории государства,  в том числе называемых национальными меньшинствами.

Обеспечение равноправия  всех  национальностей  зависит  не только от правовых гарантий,  но и от сущности социально-политической системы,  в которой эти гарантии либо обретают полную силу, либо существуют лишь на бумаге, декларированы но не реализованы. С  другой стороны одних юридических актов оказывается мало для обеспечения равноправия наций. Необходимо еще создать реальные условия для выравнивания социально-экономического и культурного развития всех народов,  населяющих страну, устранить фактическое неравенство.

Пример неравенства по национальным признакам налицо в странах Прибалтики: в пользовании языком, в занятии административных должностей, в избирательных правах.

В настоящее время практически нет в мире этнически "чистых" государств. Следовательно в той или иной мере существует необходимость решения межнациональных проблем.

В этой связи следует кратко остановится на проблемах межнациональных отношений.

Беглый взгляд в историю свидетельствует о том, что межнациональные коллизии во  многих  полиэтнических  странах  по  своим масштабам, продолжительности и интенсивности нередко превосходили социально-классовые конфликты.  Трения на национальной  почве существовали, существуют  и будут существовать видимо до тех пор пока сохраняются национальные различия. Последние видимо вечны.

Следует отметить  и  тот факт,  что полиэтнические общества менее стабильны по сравнению с этнически однородными обществами.

Если же сравнивать различные многонациональные государства, то можно придти к выводу,  что из них более стабильными  явились те, которые постепенно сложились, а народы (или языковые группы) их населяющие в социокультурном отношении  близки  между  собой.  Например, Швеция,  Финляндия,  Китай, образцом считается Швейцария. И наоборот,  главные различия связанные с принадлежностью  к различным цивилизациям,  культурам  и религии практически всегда порождают серьезные проблемы взаимной адаптации. Этот фактор является основным  препятствием в осуществлении процессов социально-экономической интеграции и формировании стабильного общества.  Например, такое положение имеет место в Югославии, Ливане, Судане, Эфиопии, Бирме и т.д.