Национальная политика. Сущность и содержание национальной политики. Основные формы национально-государственного устройства, страница 7

В сферу национальной политики входят основные проблемы  национального развития и межнациональных отношений. Поскольку межнациональные отношения,  будучи интегральными,  включают в  себя экономические, социальные,   государственно-правовые,   культурно-духовные и другие аспекты. то национальная политика, социальная политика, экономическая, демографическая и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах  связи  они  соотносятся как общее и особенное, целое и часть.  Социальные,  экономические, языковые, демографические аспекты  национальной  политики превращают ее в составную часть этих видов политики.  В тоже время,  национальная политика как целостная система представляет собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, демографической политики.

Главнейшая цель национальной политики состоит в определении самой архитектоники многонационального государства,  т.е.  государственно-правовое объединение народов.

Какие же  государственно-правовые формы объединения народов существуют?

1.  Унитарное  государство.  Оно характеризуется централизованным руководством административно-государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований, действием на всей территории единого юридического  порядка и наличием единственной инстанции,  признаваемой носителем законной власти на всей территории.

Унитарные государства формировались там, где существует моноэтническое население, хотя некоторые из унитарных государств имеют в своем составе образования,  пользующиеся автономией.

Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Италия, Испания). В первых местное управление может иметь широкую самостоятельность, средние же уровни ориентированы на выполнение решений центральной власти.

Вторые – крупные регионы пользуются широкой автономией в рамкам переданных центром полномочий. (Как правило – образование, коммунальное хозяйство и т.д.).

2. Федерация - сложное (союзное) государство,  состоящее из государственных образований (республик,  штатов и т.д.) обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Для федерации характерно разделение сферы  компетенции  между  федеральными органами  власти и органами власти субъектов федерации. Федерации создаются по национально-территориальному принципу или территориальному.

В России федерация создана на основе национально-территориального принципа. В ее состав входят:

3. Конфедерация - межгосударственный союз,  в  котором  его члены абсолютно  автономны,  имеют  независимую  систему органов власти и законодательства, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию и другие атрибуты государства. Конфедерация носит международно-правовой характер и, как правило, образуется для  достижения  довольно  ограниченных  целей  (военных, внешнеполитических, экономических,  социальных и т.д.).  Отличие конфедерации от  федерации  заключается  прежде всего в правовых формах закрепления этих государственных объединений, в федерации это конституция,  в конфедерации это договор. В конфедерации отсутствуют единые экономические, политические и правовые системы.

Конфедерации как правило создаются на переходный  период  - либо к федерации,  либо на пути размежевания.  (Пример, западная Европа, ставшая по существу конфедерацией,  постоянно и поэтапно преобразуется в федерацию). Конфедерации существовали в США (1776 – 1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815 – 1867), попытка создать СНГ.

Что же касается России,  то политическому руководству, гражданам предстоит сделать выбор среди множества предложений, выдвигаемых в наши дни и направленных на создание оптимальных условий для самореализации народов и каждой отдельной  национальности. В этом вопросе существует три группы вариантов.

Первый связан с попытками построить новое здание  федерации,  по существу не меняя его фундамента,  заложенного еще в 20-е годы.