Национальная политика. Сущность и содержание национальной политики. Основные формы национально-государственного устройства, страница 4

Еще более  сложным  этно-национальным  образованием являлся СССР,  а ныне и Россия.  Дело в том, что в России имеется мощное славянское ядро,  с одной стороны и с другой наличие тюркско-мусульманского массива. Как и в Советском союзе, в России наряду с обособленной в социокультурном плане западной территории,  остается ряд регионов занимающих  промежуточное  положение,  которые испытывают их мощное воздействие и влияние,  одновременно сохраняя традиционный для них пласт культуры,  связанный  с  исламом.

Все эти  большие социокультурные и цивилизационные различия оказываются фактором, тормозящим интеграционные процессы.

Многие ученые к причинам  породившим  распад  СССР  относят национальный фактор.  Та национальная политика, которую декларировали и проводили руководители СССР оказалась лишь  блефом,  не отвечающим реальной жизни.  Вопрос в том,  сумеет ли руководство России выработать национальную политику консолидирующего  характера, и  самое главное воплотить ее в жизнь. Если нет, то многие отечественные ученые предвещают России участь СССР.

Стабильность многонационального общества, соотношение центробежных и  центростремительных тенденций во многом определяются культура во  многом обеспечивает стабильность полиэтнических государств. Разнообразие  этнорегиональных  политических   культур чревато разбалансированностью политической жизни, разрывом политической системы, ведущими к подрыву единства страны.

Среди субъективных факторов,  определяющих состояние межнациональных отношений, заметное место занимает коллективная и историческая память этноса. В исторической памяти людей особого внимания заслуживают два аспекта.

Первый -  представления о событиях и обстоятельствах,  связанных с вхождением данного этноса в  состав  многонационального государства. Для его самовосприятия и самооценки не безразлично, произошло ли это вследствие добровольного  объединения,  определенного совмещения интересов (кантоны Швейцарии),  династических браков (Испания,  Великобритания),  объединение под воздействием внешней силы  (многие бывшие колонии) или же в результате территориальной экспансии боле крупного народа.

Второй - связан с осознанием последствий вхождения этноса в состав многонационального  государства,  обремененного   оценкой совместной жизни.

Кроме того,  состояние межнациональных отношений зависит от того, какой "заряд" - доминирует в исторической памяти,  положительный или отрицательный. ( Примеры отрицательного заряда - актуализация проблемы отделения от России - Татарстан,  Чечня. Отношение союзного руководства к многим  народам  -  их  насильственное присоединение перед войной,  депортация в ходе войны и т.д. Притивостояние на Кипре, трагедия Ольстера, Югославии, Нагорный Карабах, Абхазия - все это проявления давних антагонизмов, старых, но не забытых обид, и примешанных к ним вывихов национальной политики наших дней).

Среди факторов, прямо или косвенно определяющих степень социально-политической интеграции многонационального  государства следует выделить этнодемографическую ситуацию в масштабе страны и отдельных этнорегионах.  Это связано с тем , что если одни в состоянии образовать великую державу, другие - скромное государство, профессиональные кадры культуры,  то малочисленным народам проблематично рассчитывать на это. Поэтому они проявляют склонность к симбиозу с более крупными нациями, при этом осваивают их культуру, язык.

Состояние межнациональных отношений, их острота, зависит от типа политической организации наций,  сложившихся в рамках полиэтнисечких государств. Выделяют три типа такой организации.

Первый типнационально-культурная  автономия  этнических общностей. Она не предусматривает закрепления каких-то особых политических прав за этническими общностями. Развитие национальной культуры  - личное дело каждого гражданина и объединений граждан. ( Пример, США - не без проблем, однако развитие культуры одних не задевает интересов и прав других).

Второй тип - это отношения в  полиэтнических  обществах,  в  которых закрепляются особые политические права  этнических общностей (не территорий , а именно общностей).