Методические указания к выполнению лабораторных работ с дисциплины "Основы расчета иконструирования машин и аппаратов пищевых производств", страница 4

Для многооперационных машин циклического действия со­ставить кинематическую схему всей машины сложно, а, соста­вив - ее трудно читать и понимать. Поэтому для таких машин можно рекомендовать раздельное составление кинематических схем привода (трансмиссии) и исполнительных (цик­лического действия) механизмов. Это облегчает выполнение кине­матических схем частей машины в соответствии с требованиями стандарта по ГОСТ 2.770-68 и оправдывается тем, что в ряде машин трансмиссия представляет обособленную конструкцию (схему), кинематика механизмов которой может изучаться и разрабатываться независимо от кинематики остальных механиз­мов машины. В большинстве случаев механизмы привода обла­дают постоянными передаточными отношениями скоростей. Эти механизмы обычно являются либо механизмами непрерывного, либо прерывистого, но однонаправленного действия с обязатель­ной увязкой их работы с цикличностью действия других меха­низмов. Работа исполнительных механизмов, как правило, должна быть подчинена цикличности технологического процесса, выполняемого машиной.

Непосредственно на кинематической схеме привода должны указываться мощность двигателя, частоты вращения выходного вала двигателя  и  всех  других  валов  машины  или  частоты  их вращения, диаметры шкивов, длины и типы ремней, числа зубьев зубчатых колес, звездочек, храповиков, модули зубчатых колес, шаги цепных передач, числа и величины ходов рабочих органов. Все валы должны быть пронумерованы римскими цифрами. Все повторяющиеся элементы схемы, такие, как кривошипы, кулачки и другие, ведущие и ведомые звенья исполнительных механизмов, а также элементы схемы, произвольно обозначенные в связи с отсутствием таковых в стандарте ГОСТ 2.770-68, должны быть пронумерованы арабскими цифрами в порядке об­хода схемы по часовой или против часовой стрелки. Все эле­менты схемы, получившие номера, должны быть пояснены на свободном поле чертежа текстовой частью. Некоторые нестан­дартные условные обозначения элементов кинематических схем приведены в приложении 1[2].

При   описании   устройства   и   принципа   действия   машины ссылки на цифровые обозначения элементов схемы обязательны.

Кинематические схемы исполнительных и других механизмов циклического действия изображают в отличие от кинематиче­ской схемы привода в масштабе с точным соблюдением относи­тельного расположения звеньев и пар. Использование условных обозначений по ГОСТ 2.770-68 при составлении плоских схем обязательно.

На схеме наносят размеры между, неподвижными шарнирами, а также между ними и осевыми линиями поступательно движу­щихся звеньев. Кроме того, указывают углы изогнутых звеньев. Неподвижные шарниры должны быть обозначены буквой «О» с индексом внизу - порядковым номером; подвижные - про­писными буквами латинского алфавита; звенья нумеруются арабскими цифрами, а их размеры заносятся в специальную таблицу. Направление вращения ведущего звена указывается стрелкой.

К выполнению кинематических схем исполнительных меха­низмов предъявляют те же требования, что и к выполнению кинематической схемы привода (если встречаются одинаковые элементы - зубчатые колеса, звездочки и др.).

Конструктивные особенности звеньев и механизма в целом, не оказывающие влияния на движение ведомых звеньев меха­низма и рабочих органов машин, кинематической схемой не учитываются.

Проведение и выполнение лабораторных работ

Работа проводится на имеющимся в лаборатории оборудовании.

Технологические схему и карту машины, структурную и кинематическую схему

выполняет бригада из двух-трех студентов.

Названия операций, рабочих органов, их нумерация, а также нумерация позиций во всей документации должны быть одина­ковыми.

При составлении схем и карт студентам необходимо ознакомиться с назначением машины, принципом ее действия, технологическим процессом, который осущест­вляет машина, назначением и принципом действия всех ее рабо­чих органов. Такое ознакомление производится вначале по имею­щейся краткой документации, учебному пособию или конспекту лекции. Затем медленно прокручивается главный вал машины и ведется наблюдение за движением рабочих органов, выпол­няющих как основные, так и вспомогательные операции (подго­товительные, транспортные, контрольные и др.). По возможно­сти машина изучается в действии с приводом от электродвига­теля на естественных продуктах или объектах.