Методические указания к выполнению лабораторных работ с дисциплины "Основы расчета иконструирования машин и аппаратов пищевых производств", страница 3

Разработка технологических схемы и карты машины является первой и наиболее ответственной задачей при ее расчете и кон­струировании, так как при этом определяются основные пара­метры, структура, кинематика, конструкция рабочих органов, последовательность и синхронность выполнения операций, условия эксплуатации, технико-экономические показатели и т. п.

Выбор технически рациональной и экономически эффектив­ной технологической схемы машины является сложной задачей.

Для того чтобы научиться синтезировать такие схемы, необ­ходимо сначала научиться их составлять на основе уже рабо­тающих машин.

Необходимо, прежде всего, расчленить весь технологический процесс на простейшие операции так, чтобы каждой отдель­ной операции в машине соответствовал один рабочий орган, т. е. чтобы расчленение технологического процесса было увя­зано с механикой машины. После этого выполняются отдельные схемы (кадры) взаимного расположения обрабатываемого объ­екта или перерабатываемого продукта по данному технологиче­скому процессу и рабочих органов машины во время их реаль­ного взаимодействия.

Для большей наглядности технологические схемы желатель­но выполнять многоцветными, вводя соответствующие условные расцветки.

Отдельные схемы взаимного расположения обрабатываемого объекта и рабочего органа для простых машин можно выпол­нять в зависимости от выбранной величины угла поворота веду­щего звена (главного или распределительно-управляющего вала) машины. В сложных многопозиционных машинах возможно выделение отдельных групп элементов операций в самостоятель­ные технологические операции. Каждая такая  технологическая операция будет выполняться серией рабочих органов, сосредо­точенных в одной позиции.

Структурная схема машины. Одним из первых этапов при конструировании но­вой машины или исследовании имеющейся является разработка или составление ее структурной схемы. Такой схемой называется графическое изображение основных функциональных частей ма­шины, определяющих их назначение и взаимосвязи. На осно­вании   структурной   схемы   определяют   основные   размеры   машины, осуществляют первое компоновочное решение и набра­сывают предварительную кинематическую схему.

Структурная схема машины составляется в соответ­ствии с рекомендуемыми условными обозначениями двигателя, передач, валов, исполнительных и других механизмов. Нанесение и соединение (линиями или стрелками) условных обозначений для получения структурной схемы начинают от дви­гателя в последовательности присоединения отдельных передач и механизмов.

На структурной схеме необходимо указывать мощность дви­гателя, скорости вращения вала двигателя и валов машины (частоты их вращения), передаточные числа промежуточных передач, порядковые номера валов (римскими цифрами), назва­ния исполнительных механизмов, а также названия рабочих органов, укрепленных непосредственно на валах (обычно в конце того или иного ответвления схемы).

Структурная схема машины составляется на стадии тех­нического проекта. Она показывает распределение энергии от двигателя к механизмам и рабочим органам машины и весьма удобна при определении общего КПД машины, т. к. наглядно показывает параллельность или последовательность присоедине­ния частей машины.

Кинематическая схема машины. При конструировании новой машины, модерниза­ции старой или исследовании (анализе) имеющейся необходимо составить ее кинематическую схему, на которой она представ­ляется в упрощенном виде. Кинематическая схема является исходным документом для кинематического и статического рас­четов машины. Она также является обязательным приложением к описанию и инструкции по эксплуатации машины, составляе­мых машиностроительными заводами, помогает при эксплуата­ции быстрее разобраться в принципе действия машины, понять ее структуру и кинематику, поэтому каждый инженер должен не только уметь читать и понимать кинематическую схему, но и быстро и четко составлять ее.

Кинематическая схема машины представляет собой условное плоскостное либо перспективное изображение всех ее механиз­мов и звеньев в их взаимосвязи и помогает понять порядок при­соединения механизмов, распределения энергии и кинематиче­ские связи элементов машины, взаимное расположение веду­щих звеньев.