Ответы на вопросы № 4-91 к экзамену по дисциплине "Государственное регулирование экономики" (Критерии экономической и финансовой эффективности инвестиций. Структура налоговых поступлений в Бюджет РФ), страница 15

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.

Перекрестная эластичность измеряет, насколько чувствителен спрос спрос на один продукт к изменению цены другого продукта. Е>0 - взаимозаменяемые товары. Е<0 взаимодополняемые товары. Эластичность спроса по доходу измеряет процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное изменением дохода. Е>0 - нормальные товары. Е<0 - товары низшей категории. Экономический смысл: если спрос эластичен, то цена и общая выручка будут изменяться в противоположных направлениях и наоборот. (Пример: спрос на продукцию с/х неэластичен (0.2-0.25), следовательно, рост производства с/х продукции снизит цены и, соответственно, доходы фермеров. Другой пример: акцизный налог. Чем менее эластичен спрос на продукт, тем выгоднее ввести на него налог).

44. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный долг - это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (см. в-42 про бюджетный дефицит). Внешний долг России на 01.01.96 г. составлял 120,4 млрд долл. США. Он складывается из двух составляющих: долга Российской Федерации, который возник после 01.01.92 г. (17,4 млрд долл.), и долга бывшего Советского Союза, который Российская Федерация приняла на себя. Кредиторы по основной части союзного долга - правительства крупных промышленно развитых стран - членов Парижского клуба. Вторая категория кредиторов - иностранные коммерческие банки или то объединение, которое теперь называется Лондонским клубом. Следующая категория кредиторов - это правительства стран, которые не являются членами Парижского клуба. К ним относятся Южная Корея, Турция, некоторые арабские страны, а также те восточно-европейские страны, с которыми сальдо после урегулирования взаимных финансовых претензий оказалось не в пользу России. Еще один вид долгов- это коммерческая задолженность российских внешнеторговых организаций и предприятий иностранным коммерческим фирмам. Имеются в виду не застрахованные долги (иностранные фирмы поставляли товары на свой страх и риск и не страховали этот риск в правительствах и банках своих стран). Что касается наших требований к другим иностранным государствам, то с учетом курса конвертации валюты Госбанка СССР, который до сих пор котируется ЦБ РФ, активы составляют примерно 132 млрд долл. России должны более 50 стран, 27 из них уже обратились в Парижский клуб с просьбой о реструктуризации. В последние 2-3 года от всех стран-должников Россия получает ежегодно 1 млрд долл. (иногда до 1,5 млрд долл.). Эта сумма складывается главным образом за счет реализации на внутреннем рынке товаров, поставляемых в счет долга странами-должниками. Некоторые страны переводят и деньги, но в очень небольших суммах. Существует проблема качества долгов. Кроме того, правительства некоторых страндолжников не признают долги, которые были сделаны их предшественниками, занимавшими оппозиционную сторону. Усилиями Минфина РФ в области урегулирования наших долгов удалось договорится о неплохих 25-летних условиях, и теперь настала пора выпуска еврооблигаций, т. е. участия России в финансовом сообществе на рынках капитала. Еврооблигации - это суверенный заем без какого-либо материального обеспечения. Что касается внутренних займов, представленных в основном государственными краткосрочными облигациями и облигациями федерального займа, то можно сделать вывод, что благодаря выпуску высокодоходных краткосрочных ценных бумаг государство смогло на определенный срок привлечь значительные денежные средства. Но именно из-за высокой доходности эти ценные бумаги вовлекли правительство в замкнутый круг, заключающийся в том, что последующие увеличивающиеся эмиссии государственных ценных бумаг направлены не столько на привлечение денежных средств ( примерно 32 трлн. руб.), сколько на погашение долгов по предшествующим выпускам. Хотя во второй половине 1996 г. началось снижение ставок по государственным ценным бумагам, многие дилеры рассматривают сложившийся уровень процентных ставок как несколько завышенный и не соответствующий экономической ситуации в целом. Гигантская задолженность государства населению по заработной плате постоянно растет и в сентябре 1996 г. составила 40,2 трлн. руб., причем во многих случаях она является многомесячной. Терпению людей приходит конец, о чем говорят более или менее регулярные забастовки. А если Минфин РФ "зажимают в угол" забастовками, он вынужден изыскивать денежные средства для погашения долгов, уже не считаясь с ситуацией на рынке. Государственная же налоговоя политика, после первых успехов, достигнутых после приостановки МВФ выдачи кредита расширенного финансирования, несмотря на все усилия, предпринимаемые в этом направлении, не принесла ощутимых результатов и ситуация с налогами значительно усугубилась. Кроме того, продолжает сокращаться ВВП, а, следовательно, и база для налогообложения. Ситуация усугубляется и растущим государственным долгом перед предприятиями, в том числе и перед Пенсионным фондом РФ.