Ответы на вопросы № 4-91 к экзамену по дисциплине "Государственное регулирование экономики" (Критерии экономической и финансовой эффективности инвестиций. Структура налоговых поступлений в Бюджет РФ), страница 18

В балансе доходов и расходов государства учитываются все финансовые ресурсы, мобилизуемые государством, в виде суммы накоплений государственных предприятий и хозяйственных организаций ( всей суммы прибыли и НДС), доходов от внешней торговли, амортизации, средств населения (налоги, прирост сбережений и др.), отчислений из чистого дохода колхозов, из прибыли кооперации и другие поступления, а также все расходы, как централизованные, так и нецентрализованные (расходы на кап. вложения и кап. ремонт, соц.-культ. мероприятия, геологоразведка, оборона и т.д.). Следовательно, баланс шире госбюджета, т.к. бюджет охватывает только централизованные финансовые ресурсы.

Баланс доходов и расходов государства не является оперативным планом, и в отличие от бюджета правительством не утверждается. Баланс - это экономический расчет, цель которого сбалансировать гос. доходы и расходы, определяемые на основе народнохозяйственного плана. В балансе учитываются также средства внебюджетных фондов соц. назначения: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Гос. фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Также внебюджетные фонды производственного назначения: Росс. фонд технологического развития. Гос. внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и др.

57. Платежный баланс РФ.

Методика составления ПБ заключается в системе двойной записи международных сделок. Т.е. для активов кредитовая проводка означает операцию, приводящую к их вывозу, в то время как контрпроводка по дебету показывает операцию, приводящую к их ввозу. Важнейшим принципом построения ПБ является различие между нерезидентами и резидентами (физ. лица, имеющие ПМЖ в данной стране, предприятия и организации, созданный в соответствии с законодательством и находящиеся в данной стране, а также дипломатические и официальные представительства страны за рубежом, зарубежные филиалы и представительства фирм). Регистрация операций в ПБ может осуществляться путем регистрации сделок на момент расчета (сделки, связанные с наличными платежами) и на момент операции (переход собственности от резидентов к нерезидентам и наоборот)

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ (в сокращении):

1. Счет текущих операций А. Товары и услуги /. Товары 1.1 - Экспорт и импорт товаров 1.2. Товары, предназначенные для переработки И т.д.

2. Услуги 2.1. Транспортные услуги 2.2. Туризм И т.д.

В. Поступления /. Вып-чаты лицам наемного труда 2. Доходы от инвестиций 1.1. Прямые инвестиции 2.2. Портфельные инвестиции 2.3. Прочие инвестиции С. Текущие переводы 7. Общие государственные 2. Прочие секторы II. Счет движения капиталов и финансов А. Счет движения капиталов 7. Переводы капиталов 1.1. Центральное правительство 1.2. Прочие секторы 2. Приобретение/продажа нефинансовых активов В.Счет финансов 7. Прямые инвестиции 1.1. За рубежом 1.2. Во внутреннюю экономику 2. Портфельные инвестиции 2.1. Активы 2.2. Обязательства 3. Прочие инвестиции 3.1. Активы 3.2. Обязательства 4. Резервные активы 4.1. Монетарное золото 4.2. Специальные права заимствования И т.д. Текущий счет отражает операции с реальными ресурсами (товарами, услугами, доходом), а счет движения капиталов показывает финансирование движения потоков реальных ресурсов.

Сальдо платежного баланса по текущим операциям == сальдо торгового баланса (экспорт импорт) + сальдо "невидимых операций" (услуги, некоммерческие операции, трансферты).

Сальдо баланса по текущим операциям и статьям движения капиталов (за исключением резервов) классифицируется как итоговый баланс, который уравновешивается операциями с официальными резервами. Кроме того, выделяется:

Сальдо торгового баланса = экспорт товаров - импорт товаров (без учета услуг).

Сальдо баланса по текущим операциям - определяет потребность страны в финансировании.

Сальдо движения капиталов - показывает финансирование потока реальных ресурсов.

Сальдо баланса официальных расчетов - свидетельствует об увеличении (уменьшении)

ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении)

официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах.