Общие принципы и проблемы системного моделирования народного хозяйства, страница 6

В-третьих, перестраиваются формы связей между хозяйственными звеньями. Сужение сферы административных методов управления (связей типа "приказ — исполнение"), расширение договорных хозяйственных отношений, переход на оптовую торговлю средствами материально-технического назначения, расширение сферы финансово-кредитных отношений, безусловно, должны быть отражены в построении связей между элементами системы моделей. Очевидно, что меняется и порядок предпочтений в отношении типов систем моделей. Усиливается значение таких версий системного моделирования, в которых согласование решений и интересов достигается посредством экономических механизмов.

Разработку и внедрение систем моделей планового управления народным хозяйством правомерно рассматривать как один из важных инструментов проводимой реформы. Поэтому сроки создания частей и вариантов таких систем необходимо синхронизировать со всем комплексом мероприятий по отладке хозяйственного механизма, разработке прогнозов и планов развития народного хозяйства.

14.3. Основные подходы к построению систем моделей народного хозяйства

Развитие экономико-математических исследований пока не привело к созданию теории и методологии планового управления социалистической экономикой на базе какого-либо единого, общепризнанного модельно-теоретического представления. Продолжаются поиск и апробация различных научных подходов и их возможных сочетаний.

Декомпозиционный и композиционный подходы. Втеоретических и экспериментальных работах по системному моделированию народного хозяйства выделяются два принципиальных подхода, получивших названия декомпозиционного и композиционного. Они существенно различаются по формализации целей развития народного хозяйства и его подсистем, отражению роли централизованного управления и хозяйственной самостоятельности, описанию механизма взаимодействия подсистем, применяемому математическому аппарату.

В основе декомпозиционного подхода, как правило, лежит представление, что народное хозяйство может быть описано (хотя бы теоретически) в виде глобальной оптимизационной микромодели, которую можно разбить на ряд моделей подсистем и получить оптимальный вариант развития народного хозяйства в процессе итеративного согласования локальных решений.

Выделение подсистем и построение их моделей (множества допустимых вариантов развития и локальных критериев оптимальности) осуществляются одновременно с выбором схемы (алгоритма) согласования решений моделей подсистем. При этом локальные критерии специальным образом выводятся (редуцируются) из глобального критерия оптимальности. Согласование решений моделей подсистем одного уровня иерархической структуры народного хозяйства осуществляется через модели подсистем более высокого уровня (в частности, модели "центра" в двухуровневой системе), которым придаются координирующие функции (вертикальное согласование). На верхнем уровне системы моделей выделяется модель центральной подсистемы, а в качестве целевой функции используется народнохозяйственный критерий оптимальности.

Математическую основу декомпозиционного подхода составляет математическое программирование. Согласование решений осуществляется в итеративном процессе обмена информацией между моделями низовых и координирующих подсистем. Информация может преобразовываться при передаче ее между уровнями иерархии: сжиматься при движении на верхние уровни и детализироваться при ее движении в обратном направлении. Координирующие воздействия состоят в уточнении параметров критериев оптимальности и условий, формирующих множество допустимых планов подсистем.

В процессе согласования решений выделяются два типа информационных потоков: 1) натуральные показатели, характеризующие непосредственно материально-вещественные взаимосвязи и ресурсно-технологические возможности подсистем (задания и объемы производства продукции и услуг, лимиты и потребности в ресурсах общесистемного назначения и т.д.); 2) ценностные показатели (цены, ставки заработной платы, процент за кредит, оценки дефицитности и эффективности продукции и ресурсов и т.д.).