Общие принципы и проблемы системного моделирования народного хозяйства, страница 5

Блоки и отдельные элементы системы моделей связаны двусторонними информационными потоками. Здесь можно выделить 6 типов связей: 1) вертикальные производственные связи ABD(народное хозяйство — многоуровневые отраслевые системы — предприятия и объединения); 2) вертикальные территориальные связи ACD(народное хозяйство — многоуровневые региональные системы — предприятия и объединения); 3) вертикально-горизонтальные связи между отраслевыми системами (внутри блока В); 4) вертикально-горизонтальные связи между региональными системами (внутри блока С); 5) горизонтальные связи между отраслевыми и региональными системами ВС (сочетание отраслевых и территориальных решений); 6) горизонтальные связи между предприятиями и объединениями (внутри блока!)).

Практически реализуемая система моделей является "открытой": она не исчерпывает всех задач планирования (особенно на первых этапах реализации) и требует внешнего информационного дополнения. Поэтому каждое ее звено не только связано с другими звеньями системы, но и имеет дополнительные "входы". В то же время каждое звено системы может (хотя бы частично) функционировать в автономном режиме, т.е. иметь самостоятельные "выходы".

Обмен информацией между моделями, входящими в систему, организуется таким образом, чтобы в результате итеративных пересчетов найти вариант плана народного хозяйства в укрупненных показателях, увязанный с проектировками хозяйственных подсистем разного уровня. Идеалом является построение оптимального сводного плана, полностью согласованного с локально-оптимальными планами. Однако этот идеал может достигаться только приближенно; практически реализуемая система моделей всегда будет отличаться от теоретических схем согласования оптимальных решений. Она неизбежно будет включать не полностью формализованные связи между отдельными моделями, приближенные алгоритмы согласования. И чем сложнее практически реализуемая система моделей, тем меньше возможностей для строгого математического согласования решений отдельных моделей, тем существеннее роль неформальных процедур, применяемых в процессе практического использования системы моделей.

Осуществляемая радикальная реформа управления народным хозяйством СССР серьезно изменяет требования к моделированию экономических объектов (подсистем) и связей между ними.

Во-первых, изменяются содержание, формы и методы централизованного руководства, в том числе планирования на народнохозяйственном уровне. Усиление стратегической роли и разнообразие функций сводного планирования, осуществляемого Госпланом СССР, требуют создания развитого комплекса моделей народнохозяйственного уровня, обеспечивающего выработку научно обоснованных рекомендаций по стратегии социально-экономического развития, повышению сбалансированности экономики, планированию и распределению государственных заказов, обоснованию контрольных цифр, расчетам важнейших экономических нормативов.

Во-вторых, хозяйственные звенья переводятся на преимущественно экономические методы управления. Введение в действие Закона СССР о государственном предприятии (объединении) меняет не только характер функционирования основного производственного звена, но и переводит в основном на хозрасчетные принципы деятельность других звеньев народного хозяйства (например, административно-территориальных единиц). Модернизация созданных и разработка новых моделей подсистем народного хозяйства должны идти по двум главным направлениям: придание им свойств хозрасчетных объектов и усиление социальной ориентации (в интересах соответствующих групп населения).