Общие принципы и проблемы системного моделирования народного хозяйства, страница 3

Для построения и использования системы моделей народного хозяйства требуется решить три основные проблемы: структуризовать народное хозяйство, т.е. выделить хозяйственные звенья разных уровней (подсистемы народного хозяйства), которые должны стать объектами моделирования, и описать связи между ними; разработать модели для хозяйственных звеньев; разработать методы согласования решений различных хозяйственных звеньев и синтеза общего народнохозяйственного плана.

Структуризация народного хозяйства. В практике социалистического планирования и управления народное хозяйство всегда рассматривается как многоуровневая система. Отличительной особенностью народного хозяйства СССР является сочетание и взаимопереплетение нескольких организационных иерархий, среди которых важнейшими являются иерархии отраслевого и территориального планирования и управления.

Многоуровневая система народного хозяйства включает как вертикальные, так и горизонтальные связи внутри каждой иерархии планирования и управления, а также связи между различными иерархическими структурами. Например, производственные объединения и предприятия связаны не только с вышестоящими органами отраслевого управления, но и вступают в хозяйственные отношения друг с другом; кроме того, они подчиняются (хотя бы в некоторых аспектах своей деятельности) территориальным органам. Народное хозяйство является системой полицентрической: одно хозяйственное звено может одновременно координироваться несколькими центрами.

Значение структуризации народного хозяйства для разработки системы моделей определяется тем, что выделение хозяйственных подсистем и самостоятельных звеньев означает необходимость построения соответствующих экономико-математических моделей и установления зависимостей между ними. Наиболее общим критерием для определения границ каждой подсистемы (звена) служит теснота связей составляющих ее элементов внутри данной подсистемы и с элементами других подсистем. Обособление подсистемы как самостоятельного экономического объекта (и объекта моделирования) оправдано тем более чем сильнее ее внутренние связи и чем слабее связи внешние.

Прикладные разработки системы моделей оптимального планирования опираются в основном на существующую организационную структуру народного хозяйства. Вместе с тем из анализа народного хозяйства с позиций системного моделирования могут следовать предложения по совершенствованию существующей организационной структуры. Такие предложения преследуют цели более полной оптимизации отдельных подсистем, более эффективного согласования локальных оптимумов с глобальным оптимумом народного хозяйства и т.п. Так, например, экономико-математические исследования по оптимальному отраслевому планированию и анализу структуры межотраслевых связей стимулировали образование новых объектов планирования и управления — межотраслевых программно - целевых комплексов, обеспечивающих выполнение крупных народнохозяйственных задач (топливно-энергетический, агропромышленный, машиностроительный и другие комплексы) и соответствующих органов управления (государственных комитетов, бюро Совета Министров СССР).

Разработка моделей подсистем и отдельных звеньев. После разбиения народного хозяйства на подсистемы для каждой из них необходимо разработать экономико-математическую модель или группу связанных моделей. Модель подсистемы включает описание внутренних условий ее развития (собственные ограничения, определяющие область допустимых планов), внешних связей ("вход" и "выход") и, как правило, критерий оптимальности. При конструировании локальных оптимизационных задач вопросы определения ограничений и критерия оптимальности следует решать совместно. Нельзя корректно сформулировать ограничения, пригодные для любых критериев, так же как нельзя корректно сформулировать критерий, одинаково приемлемый при различных ограничениях.