Общие принципы и проблемы системного моделирования народного хозяйства, страница 9

Схемы согласования решений в системах моделей. Принципы и методы согласования решений между отдельными связываемыми друг с другом моделями являются важнейшими признаками того или иного методологического подхода к системному моделированию народного хозяйства.

В декомпозиционных схемах прямые и обратные связи между подсистемами различных уровней иерархии диктуются соответствующими алгоритмами блочного математического программирования. Согласование решений подсистем одного уровня происходит не непосредственно (путем горизонтальных взаимодействий), а через подсистему более высокого уровня. Типичный недостаток декомпозиционных систем - необходимость проведения, как правило, большого числа итераций для достижения приемлемой степени согласованности решений (см. гл. 15).

Частным случаем декомпозиционного подхода является аппроксимационная схема согласования решений различных уровней. Ее главная особенность состоит в том, что модели нижнего уровня используются для генерирования достаточно представительного множества вариантов развития путем сжатия или аппроксимации решений, поступающих в модели более высокого уровня.

При композиционном подходе (в частности, в моделях экономического взаимодействия) согласование решений имитирует действие экономических механизмов (например, балансирование спроса и предложения путем изменения цен); при этом могут сочетаться как вертикальная, так и горизонтальная координация подсистем. Анализ моделей позволяет выделять множества сбалансированных вариантов развития народного хозяйства, улучшающих положение всех подсистем, а также множества вариантов решений, где интересы различных подсистем вступают в противоречия и требуется находить компромиссы.

Главной особенностью рефлекторного подхода, как было показано выше, является детализированное описание интересующего объекта и агрегированное — остального народного хозяйства. При нахождении решения рефлекторной модели для одного объекта (или одной группы объектов) не требуется итеративных согласований; необходимо только установить сопряжения между "входами" и "выходами" детализированной и агрегированной подсистем народного хозяйства. Гораздо более сложной и мало исследованной проблемой является совмещение условий и решений нескольких рефлекторных моделей, в которых детально описываются разные объекты (многоотраслевые комплексы, регионы и т.п.).

Особым случаем является согласование моделей с односторонними связями. Целесообразность использования таких схем обусловлена тем, что не для всех планово-экономических проблем необходимо проведение расчетов по полному контуру системы моделей народного хозяйства. Нередко можно ограничиваться расчетами, учитывающими только односторонние связи моделей подсистем и объектов. Это существенно облегчает задачу согласования решений, но вместе с тем требует тщательного обоснования правомерности такого подхода.

В модельных комплексах типа "верх — низ" вначале определяются значения переменных моделей более высокого уровня иерархии. Затем решаются задачи нижестоящих уровней при ограничениях на локальные переменные, определяемые в моделях предыдущего уровня. Например, в многорегиональных моделях расчет региональных параметров ведется вслед за переменными национального уровня таким образом, чтобы их сумма совпадала с соответствующими национальными переменными. По схеме "верх — низ" организован комплекс моделей планирования (КМП), разработанный в ЦЭМИ АН СССР. В нем все модели распределены по пяти иерархическим уровням. Схема расчетов предусматривает последовательное решение соответствующих задач разных уровней с активным участием экспертов (плановых работников) в уточнении первоначальных гипотез о поведении параметров, анализе промежуточных результатов, выделении целевых и экзогенных переменных для следующего этапа расчетов, определении области изменения управляемых параметров в вариантных расчетах и т д.