Опорный конспект лекций по дисциплине "Теория организации", страница 8

Организационная культура

Понятие и сущность организационной культуры, особенности, функции, модель, управление организационной культурой.

Экономическая целесообразность – смысл использования орг.культуры.

Орг.культура:

  1. область знаний
  2. как методологию - набор различных технологий, средств.
  3. как область практики

Как процесс - это некоторая деятельность по формированию или исполнению набора правил, норм, принципов.

Как явление – это набор различных правил, норм, инструкций, принципов, зафиксированных устно или письменно.

Понятие организационной культуры – совокупность связей поддерживающая организационные отношения людей в социальной организации.

Слаженность действий.

Основана на общественно прогрессивных формальных и не формальных правилах и нормах деятельности и включает в себя следующие элементы:

  1. Обычаи, традиции, вера, символика
  2. Индивидуальные и групповые интересы
  3. Сложившиеся особенности поведения персонала
  4. Стиль руководства
  5. Показатели удовлетворенности работников к условиям труда
  6. Уровень взаимного сотрудничества, уровень совместимости работников (как между собой так и с организацией)
  7. Перспективы развития
  8. Субъективные – верования, ценности, образы, ритуалы, легенды, мифы, обычаи (это форма социальной регуляции людей и их отношений воспринятая из прошлого без изменений), обряды.
  9. Объективные – отражают материальную сторону жизни организации.

Особенности:

1. Многоуровневость орг.культуры

2. Многоаспектность и многогранность

Функции:

  1. Определяются внутренним состоянием соц.организации
    1. Охранная функция (барьер для проникновения чуждых идей и ценностей)
    2. Интегрирующая (принятие ценностей, получение знаний)
    3. Регулирующая ()
    4. Замещающая ()
    5. Адаптивная (социализация)
    6. Образовательная и развивающая (воспитательный эффект)
    7. Управление качеством
    8. Ориентирующая
    9. Мотивационная
    10. Формирование имиджа организации
  2. Определяются необходимостью адаптации к внешней среде
    1. Ориентация на потребителя
    2. Регулирование партнерских отношений
    3. Приспособление организаций к нуждам общества (создание благоприятной среды)
    4. Формирование имиджа организации

Модель организационной культуры:

Состав –> носители орг.культуры –> проявление орг.культуры –> восприятие орг.культуры.

Состав орг.культуры – ценности, цели организации, внутренние и внешние связи и коммуникации, культура производственного и технологического процесса.

Носители – материальные предметы (здания, офисы, упаковка, спец.одежда), знаки и символы (торговые марки, названия, элементы фирменного стиля, слоганы, миссия, обряды, ритуалы, знаки различия), коммуникации (проявления - взаимоотношения, общественное мнение), процесс (орг.технологического процесса, питания и отдыха), конкретные действия (типовое поведение которые проявляются в схожей ситуации).

Восприятие – вербальные и невербальные формы передачи, наблюдение.

Организационная культура создает внутренний потенциал организации.

Организационная культура позволяется запустить процессы самоорганизации.

Факторы влияющие на орг.культуру:

  1. внешней среды: национальная культура, менталитет, деловые партнеры, конкуренты, собственники, акционеры, законодательные акты, экономические показатели
  2. внутренней среды: личность создателя (управленца) организации, стадии жизненного цикла организации, размер и сфера деятельности, уровень образований и квалификации работников, располагаемые ресурсы, технология.