Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 9

По мнению неоклассиков, государство не должно брать на себя ни одну из функций, которые в состоянии выполнить рыночный механизм, поскольку последний всегда достигает результата с меньшими затратами ресурсов. Поэтому задачей государства является: во-первых, осуществление тех функций, в которых существует потребность, но которые не в состоянии выполнить частный сектор (производство общественных благ, которые обладают свойством неисключаемости и потому потребляются бесплатно, а также производство социальных благ для неимущих), и, во-вторых, создание благоприятной внешней среды (инфраструктуры) с целью устранить препятствия, мешающие нормальному функционированию рыночного механизма (разработка законов и контроль за их исполнением и т.п.). Иными словами, государство должно рыночной системе помогать и защищать, но ни в коем случае не подменять ее.

Рассмотрим воздействие бюджетно-налоговой политики правительства на экономику при данном наборе условий.

2. Государственные закупки товаров и услуг

1. Двоякое назначение и двоякий эффект мер экономической политики государства.
2. Временное увеличение государственных закупок.
3. Постоянное увеличение государственных закупок.

2.1. Двоякое назначение и двоякий эффект мер экономической политики государства

Государство осуществляет закупки для производства товаров и услуг для частного сектора (домашних хозяйств и фирм) в соответствии с возложенными на него основными функциями. Поскольку таких функций две, то и производимые государством блага имеют двоякое назначение и производят два различных эффекта.

2.1.а. Производство общественных благ

Во-первых, блага, произведенные самим государством, обладают полезностью и могут быть использованы для конечного потребления частного сектора (государственная система здравоохранения, образования, муниципальный жилищный фонд и т.п.). Поскольку такие блага являются общественными, а потому бесплатными, то они замещают в потреблении аналогичные частные блага (тому, кто пользуется государственной поликлиникой, можно не обращаться к платному частному врачу). Следовательно, увеличение производства таких благ государством на G сокращает потребление частных благ на C. Обозначим величину этого эффекта :

Таким образом, при увеличении государственных закупок с целью расширения производства общественных благ на единицу, потребление продукции частного сектора сокращается на  единиц. Поскольку общественные блага потребляются бесплатно, то данный эффект роста государственных закупок фактически означает неявный прирост дохода домашних хозяйств на G.

2.1.б. Вклад в производственную деятельность экономических субъектов

Во-вторых, услуги государства в известной степени представляют собой вклад в производственную деятельность экономических субъектов. Создание благоприятных условий для функционирования частного сектора в некоторых случаях позволяет производителям уменьшить вложения собственных ресурсов (эффективно функционирующая полиция позволяет нанимать значительно меньше охранников); в других же случаях услуги государства повышают эффективность использования ресурсов (национальная оборона, законодательная и судебная система, государственная служба переподготовки кадров и т.п.).

Оба вида услуг этой категории, следовательно, экономят ресурсы для предпринимателей и перекладывают часть издержек на государство, а потому аналогичны вложению государством ресурсов в частное производство. Тогда расширение производства государством таких услуг на G означает рост спроса на ресурсы в экономике (в том числе на труд), что увеличивает объем производства и совокупное предложение на Y. Обозначим величину этого эффекта :

Следовательно, при увеличении государственных закупок с целью создания услуг, экономящих ресурсы производителей, на единицу, объем ВВП увеличивается на  единиц. При этом факторные доходы домашних хозяйств также возрастают на G.