Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 11

2.2.в. Возможные последствия временного увеличения государственных закупок

В результате первого эффекта кривая совокупного спроса сдвинется вправо на (1-)G, в результате второго эффекта кривая совокупного предложения также сдвинется вправо на G. При этом равновесный объем совокупного выпуска определенно вырастет, а изменение ставки процента зависит от того, на какую величину сдвинутся кривые, т.е. от того, как соотносятся (1- ) и . На рисунке 1 отображенывозможные последствия временного расширения государственных закупок.

Следовательно, если 1- , то кривая совокупного спроса сдвинется на меньшую величину, чем кривая совокупного предложения, и процентная ставка снизится;

если 1- , то кривая совокупного спроса сдвинется на ту же величину, что и кривая совокупного предложения, и процентная ставка не изменится;

если 1- , то кривая совокупного спроса сдвинется на большую величину, чем кривая совокупного предложения, и процентная ставка возрастет.

Сторонники неоклассической концепции предполагают, что наиболее вероятным является третий случай, 1->; это означает, что  < 1, или

()G < G.

Комментарий
Левая часть неравенства представляет собой суммарный выигрыш частного сектора от роста потребления общественных благ (неявного прироста дохода) и явного роста доходов вследствие расширения совокупного выпуска. Правая часть неравенства описывает прирост бремени государственных расходов для частного сектора, так как в конечном счете государственные закупки оплачиваются именно им (налогами, сбережениями в случае долгового финансирования и инфляционным налогом в случае монетарного финансирования).

Если бы оказалось, что > 1, т.е.()G > G, суммарный прирост доходов, вызванный увеличением государственных закупок, превысил бы стоимость правительственных мер для частного сектора. В этом случае становится выгодным дальнейшее расширение государственных закупок. По мере того, как они будут расти, их предельная полезность будет снижаться, т.е. величина () станет сокращаться, пока не станет меньше 1. Так рыночный механизм сам отрегулирует необходимый экономике объем государственных закупок и поставит предел их приросту на уровне, при котором () < 1. Таким образом, увеличение государственных закупок на единицу приводит к росту совокупного дохода домашних хозяйств меньше, чем на единицу.

Комментарий
Для сопоставления эффективности расширительной бюджетно-налоговой политики в неокейнсианской и неоклассической моделях полезно посмотреть, чему равны и  в концепции неокейнсианцев.

При увеличении государственных закупок на единицу потребление в результате процесса мультипликации доходов не снижается, а возрастает на, где b - предельная склонность к потреблению. Тогда. Поскольку b<1, то  заведомо больше единицы. Совокупный спрос, следовательно, возрастает на.

Таким образом, в неокейнсианской модели увеличение государственных закупок на единицу увеличивает совокупный спрос, объем производства и совокупный доход больше, чем на единицу ( в соответствии с эффектом мультипликации), а в неоклассической модели при увеличении государственных закупок на такую же величину совокупный спрос, объем производства и совокупный доход возрастают меньше, чем на единицу (поскольку по определению величина (1-) меньше единицы). Отсюда следует, что бюджетно-налоговая политика весьма эффективна с точки зрения влияния на совокупный спрос у неокейнсианцев и малоэффективна у неоклассиков. Этот вывод отражает диаметрально противоположные представления обеих концепций о роли государства в экономике.

Что касается коэффициента , описывающего воздействие изменения объема государственных закупок на совокупное предложение, то неокейнсианская модель, описывающая экономику спроса, считает, что производственные планы предпринимателей жестко ориентированы на величину совокупного спроса при данном (жестком) уровне цен, и потому объем совокупного предложения всегда подстраивается под величину совокупного спроса. Следовательно, объем совокупного предложения возрастает на ту же величину, что и совокупный спрос. Поэтому