Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 7

1) соотношение "долг/ВВП" (соотношение "долг/совокупный доход");

2) коэффициент обслуживания долга (соотношение между суммой выплат по обслуживанию долга и величиной экспорта товаров и услуг);

3) соотношение "сумма обслуживания долга/ВВП";

4) соотношение "долг/экспорт товаров и услуг".

Обслуживание задолженности связано с выплатой процентов по ней и постепенным погашением основной суммы долга.

Согласно кейнсианской точки зрения снижение налогов и увеличение государственных расходов, финансируемое за счет займов, в период экономического спада стимулирует потребительские расходы и приводит к сокращению национальных сбережений. В краткосрочном периоде рост потребительских расходов стимулирует совокупный спрос и приводит к росту дохода, что способствует выходу экономики из кризиса.

4.5. Последствия длительных дефицитов бюджета и растущего государственного долга

В идеале бюджетные дефициты, возникающие в периоды экономических кризисов, должны сменяться бюджетными излишками, возникающими в периоды экономических бумов. Однако в реальной действительности во многих странах сальдо государственного бюджета в течение продолжительного времени сводятся с дефицитом.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов в военное время; циклические спады и "встроенные" стабилизаторы экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов); непопулярность ограничительной бюджетно-налоговой политики, особенно накануне политических выборов.

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если рост государственных расходов "вытесняет" производство инвестиционных товаров в частном секторе, уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не затрагивается. Однако если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения (трансферты, субсидии и т.д.), будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода.

Если прирост правительственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образования и здравоохранения), тогда производственные мощности, которые окажутся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться, изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала.

Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.

Конкретная ситуация 5.1

Бездефицитный бюджет 2001 г: госдолг как абсолютное зло

Согласно замыслу правительства, впервые в постсоветской истории федеральный бюджет 2001 г. должен быть бездефицитным. Причем от этого постулата правительство не собирается отказываться ни в коем случае. В условиях растущей экономики бездефицитный бюджет — это важное обстоятельство, потому что при осуществлении дефицитной политики неизбежно пришлось бы осуществлять заимствования на внешнем либо на внутреннем рынке. Заимствования на внешнем рынке у нас уже предусмотрены - это около одного миллиарда долларов.

Соответственно, основным источником погашения бюджетного дефицита могут быть только заимствования на внутреннем рынке. Но поскольку для роста экономики необходимы инвестиционные ресурсы, нам невыгодно связывать средства и направлять их на финансирование дефицита бюджета. Гораздо лучше, если эти деньги будут работать на развитие экономики в виде инвестиций. Бюджет составлен таким образом, чтобы балансировать ресурсы и стимулировать потенциальных инвесторов не вкладывать средства в ценные бумаги правительства, а направлять их в экономику.