Бюджетно-налоговая политика в кейнсианской теории. Бюджетно-налоговая политика в неоклассической теории, страница 6

Для иллюстрации кейнсианской интерпретации последствий мер стимулирующей бюджетно-налоговой политики можно воспользоваться моделью IS/LM (рис.1).

При увеличении государственных расходов G (или снижении аккордного налога Т) кривая IS смещается вправо, совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов C. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги MD, так как в экономике совершается большее число сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки r. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей бюджетно-налоговой политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций.

Р и с у н о к 1.
 
 

Эффект вытеснения значительно снижает результативность стимулирующей бюджетно-налоговой политики. Если бы не было вытеснения инвестиций, то увеличение Y из-за приращения государственных расходов (или снижения налогов) было бы равно (Y0Y2). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет лишь (Y0Y).

4.4. Государственный долг

а).Понятие государственного долга.
б).Номинальный и реальный государственный долг. Реальный дефицит бюджета.

4.4.а. Понятие государственного долга

Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Он увеличивается всякий раз, когда бюджет правительства сводится с дефицитом и правительство вынуждено брать кредиты для оплаты своих расходов. Когда существует избыток бюджета, он помогает правительству расплатиться с населением, то есть погасить долг.

Комментарий

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям Государственный долг является одним из элементов кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами и правительством. Создание государственного долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются государству - одному из важнейших экономических агентов, осуществляющим расходы. Если потребители и инвесторы не склонны к заимствованию, то для того, чтобы “поглотить” растущий объем сбережений правительство должно прибегнуть к заимствованию и тем самым увеличить государственный долг. В противном случае экономика отойдет от состояния “полной занятости”.

4.4.б. Номинальный и реальный государственный долг. Реальный дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Часть расходов - это процент по государственному долгу. Расходы должны включать реальный процент по государственному долгу, равный rr·D, а не номинальный процент, равный rn·D, где D - величина государственного долга, Rr - реальная ставка процента, rn - номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах бюджетный дефицит часто завышается на величину ·D (как следует из уравнения Фишера  = rn - rr). При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной. Возможны ситуации, когда номинальный государственный долг растет, а реальная задолженность снижается, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства.

Комментарий
Абсолютный размер долга не является существенным макроэкономическим индикатором, так как задолженность увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности: