Содержание и система курса "Прокурорский надзор". Основные функции прокуратуры. Прохождение службы и кадровое обеспечение органов прокуратуры, страница 10

Критерии включения подзаконных нпа в сферу прокурорского надзора за их исполнением.

1. Акты носят нормативный характер.

2. Акты не противоречат КРФ и международным правовым актам.

3. Отсутствует ФЗ, регулирующий данную отрасль правовых отношений, либо в ФЗ содержатся указания на необходимости принятия подзаконных нпа.

4. Подзаконные акты исходят от высших огв.

5. При издании подзаконных актов огв не превысили собственных полномочий.

Несоответствие нпа закону – это наиболее характерный случай его нарушения. Несоответствие может выражаться:

1. В отсутствии предусмотренных законом оснований для издания нпа.

2. Издание правового акта на основе отмененного или устаревшего нпа.

3. Произвольное толкование закона, как следствие принятия противоречащего ему нпа.

4. Искажение смысла закона в изданном па.

5. Неверный выбор закона для разрешения представленных в подзаконном акте вопросов.

6. Нарушение процедуры издания актов.

Приоритетные направления

1. Экономическая сфера деятельности:

- предпринимательство

- исполнение зак-ва банковского, налогового, таможенного, в приватизационной сфере

- зак-во о земле

2. Надзор за исполнением природоохранного зак-ва:

- исполнение законов об охране окр среды

- за хранение вредных отходов

- рациональное использование ресурсов

3. Надзор за исполнением законно в социальной сфере деятельности:

- здравоохранение

- соц обеспечение

- потребительские права

4. Надзор за исполнением законов в области охраны труда, жилищного зак-ва, в имущественной сфере.

5. Борьба с антиобщественными проявлениями в рамках борьбы с наркоманией

6. Надзор за исполнением антикоррупционного зак-ва

Ст.9 прим о прокуратуре.

Характеристика границ прокурорского надзора

Критерий отграничения: по кругу субъектов, по средствам и актам прокурорского реагирования, по характеру мероприятий.

Цель установления границ: обеспечение единого подхода надзорной деятельности.

Определяются границы, как правило, ФЗ о прокуратуре.

Под надзором понимается д-ть носящая правовой характер.

При осуществлении надзорной деятельности прокуратура не подменяет иных контролирующих органов.

При реализации надзорных полномочий прокуратура не вмешивается в оперативно хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов.

Прокурор, как правило, не устраняет выявленных нарушений лично, а указывает на необходимость их устранения. При этом средства и меры определяются, как правило, самим поднадзорным органом, исключение: освобождение административно задержанного.

Общая характеристика надзорных полномочий

1. Полномочия, направленные на своевременное выявление нарушений закона.

Получение сведений о фактах противоправных деяний.

Право входить на территорию поднадзорных объектов беспрепятственно, т.е. на прокурора не распространяются правила прокурорского режима.

При проникновении на режимные объекты наряду с удостоверением должен быть предъявлен допуск .

Если в допуске прокурору отказано, то отказ может рассматриваться как воспрепятствование законной д-ти прокурора и влечен вынесение акта прокурорского реагирования.

2. Полномочие по истребованию и изучению необходимых документов. Право получать доступ к любым материалам.

Как правило, обозначаются поводы и основания к истребованию документов. 2 варианта: истребование, изъятие. Прокурор может копировать любые документы безвозмездно.

Закон о гос тайне.

При истребовании прокурор как правило представляет перечень документов.

Работа поискового характера.

Прокурор может требовать объяснения по содержанию документов.

3. Использование помощи специалистов.

Формы участия специалистов:

1. Консультирование.

2. участие специалиста в отборе документов в рамках прокурорской проверки.

3. Участие при получении объяснений от должностных лиц.

4. Проведение исследований специалистом.

Процесс реализации:

Привлекается специалист путем направления письменного запроса

Решается вопрос о вознаграждении специалиста.

5. Требование о производстве проверок.

Реализуется путем направления письменного требования о производстве проверки и сообщении прокурора о ее результатах. Может быть обращено к органам контроля, органам вышестоящим по отношении к поднадзорным.