Содержание и система курса "Прокурорский надзор". Основные функции прокуратуры. Прохождение службы и кадровое обеспечение органов прокуратуры, страница 4

Ч. 4 ст. 23 ФЗ «О прокуратуре» небольшое исключение из принципа единоначалия.

Деятельность прокуратуры не исключает возможность коллегиального обсуждения. Кроме того, на уровне генеральной прокуратуры и прокуратур субъекта формируются коллегии, которые разрешают наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры. Однако, любое решение коллегии оформляется приказом соответствующего прокурора.

4. Принцип независимости.

Это независимость от внешнего воздействия в надзорной деятельности и выполнение любых возложенных на прокуратуру обязанностей.

Закон обеспечивает независимость.

Независимость не означает оторванность прокурора от органов власти и общественности, поскольку при принятии определенных решений на прокурора возлагается обязанность контактировать с органами власти, кроме того, любые результаты завершенных прокурорских проверок могут быть доступны общественности, а прокурор имеет обязанность периодически представлять отчет о своей деятельность населению.

Принцип независимости обеспечивается:

- порядком формирования органов прокуратуры;

- централизацией системы;

- порядком материально-технического обеспечения;

- высоким уровнем материального и социального обеспечения сотрудников;

- ответственностью за неисполнение требований закона, а равно ответственностью за вмешательство в деятельность поднадзорных объектов.

Кроме того, закон предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, оказывающих давление на сотрудников прокуратуры либо иным препятствующим их деятельности.

Принцип независимость обеспечивается особым порядком привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности, деполитизацией (запрет участия в политической деятельности).

Независимость обеспечивается рядом запретов, которые устанавливаются для сотрудников (только педагогическая работа).

5. Принцип гласности.

Не зависимо от направления деятельности действия прокурора осуществляется гласно.

Исключение составляют случаи, когда разглашение сведений прокурорской проверки может привести к нарушению прав лиц, прежде всего конституционных прав граждан.

Изъятием из принципа гласности являются результаты проверок, составляющие сведения, содержащие государственную тайну.

Прокуратура систематически информирует органы власти о состоянии законности и правопорядка.

Прокуратура обязана освещать результаты собственной деятельности в СМИ.

6. Принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами.

7. Принцип деполитизации.

Предполагает запрет формирования и деятельности в органах прокуратуры любых политических партий и иных объединений, преследующих политические цели.

Запрет на публичное высказывание мнения прокурорских работников, содержащее оценку деятельности политических объединений.

Запрет на членство в политических партиях, объединениях, преследующих политические цели.

Отрасли прокурорского надзора

Это основные направления надзорной деятельности.

1. Надзор за соблюдением КРФ и исполнением закона и соответствием законам издаваемых правовых актов (Общий надзор).

2. Надзор за соблюдением прав, свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание (принудительные меры медицинского характера), мест содержания под стражей и мест содержания задержанных.

5. Надзор за деятельностью судебных приставов.

6. Надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних.

Тема 2.

История возникновения и развития прокуратуры РФ. Правовое регулирование прокурорского надзора в России.

! Самостоятельно в докладах.

Тема 3.

Прохождение службы и кадровое обеспечение органов прокуратуры.

ФЗ «О системе государствееной службы».

1. Особенности службы в прокуратуре.

Принципы службы в прокуратуре:

1. Принцип федерализма.

Обеспечивает единство системы государственной службы и разграничение предметов ведения и полномочия между федеральным уровнем субъектов государственной власти и местным уровнем.

2. Законности.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

4. Единство правовых и организационных основ службы.