Планирование на предприятии: Методические указания, задания по выполнению практических работ, страница 20

1. Используя приложения Б,В в практической работе № 9 постройте организационную структуру управления предприятием.

2. Разработайте проект штатного расписания руководителей.

3. Определите фонд оплаты труда ППП укрупненным методом.

3.1 Организационная структура

 Организационная структура — это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования систе­мы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

     Организационная структура управления  предприятием может быть построена по линейно-функциональному, проблемно-целевому, дивизиональному или другим типам, исходя из принципов  оптимальности, рациональности и эффективности, которые обеспечили бы достижение поставленных целей.

       Организационную структуру следует совершенствовать , так как в условиях рыночных отношений меняется  внутренняя и внешняя экономическая среда.

       Действующая организационная структура ОАО «» построена по линейно -функциональному принципу (Приложение О)

       В современных условиях рынка линейно-функциональная структура не эффективна так как имеет ряд недостатков невосприимчивость к различным изменениям рыночной среды, необходимость множества вертикальных и горизонтальных согласований, что усложняет принятие планово-экономических решений. В условиях рынка для обеспечения эффективного принятия управленческого решения применяется проблемно-целевая организационная структура (Приложение П).

    На втором уровне структуры, представленной в Приложении П , могут быть следующие отделы:

1.1 – отдел управления персоналом;

1.2 – социального развития коллектива;

1.3 – техники безопасности;

2.1 - главного конструктора;

2.2 - главного технолога;

2.3 - главного механика;

2.4 - главного энергетика

3.1 - плановый;

3.2 - финансовый;

3.3 - ресурсосбережения;

3.4 - организации труда и заработной платы;

4.1 - материально-технического обеспечения производства;

4.2 - складское хозяйство;

4.3 - транспортное хозяйство;

4.4 - сбыта продукции;

4.5 - производственные цехи.

       Основные принципы формирования проблемно-целевой организационной структуры предприятия:

Ø целевой подход, т. е. формирование организационной структуры на основе дерева целей предприятия;

Ø комплексность в определении числа заместителей руководителя предприятия (1-й уровень дерева целей);

Ø ориентация на проблемы т.е. формирование отделов для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);

Ø ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур отделов по отдельным товарам или рынкам (на 3-м уровне дерева целей);

Ø отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации выполнения дерева целей предприятия;

Ø обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;

Ø обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров (по горизонтали).

       Таким образом структура определяется числом и деятельностью разработки принципов и требований к ее формированию, структурой дерева целей, содержанием положений об отделах и должностных инструкций.

       Количество отделов, цехов и других подразделений, их структура и численность зависят от объема продаж, номенклатуры и, сложности и масштаба выпускаемой продукции, уровня специализации и   кооперирования.

       Проблемно-целевая структура управления обладает всеми преимуществами других  структур (простое построение ;однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;  жесткое руководство органами управления, оперативность и точность управленческих решений; уменьшение дублирования работ и тд.)  и не имеет  существенных недостатков. Проблемно-целевая структура обеспечивает глубокую специализацию работников, выполняющих конкретную цель (задачу, задание) дерева целей, состыкована со структурой системы менеджмента, проста в построении и функционировании, имеет орган, координирующий решение проблем по достижению конкурентоспособности товаров, адаптивна к изменениям.