Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 9

Вопросы для повторения и самопроверки

1.  Как менялся взгляд на бытие в истории философии?

2.  Что такое материя?

3.  Что такое движение, пространство и время?

4. Современная наука о строении материи.

5.  Материальное единство мира.

Тема 9. Философская концепция сознания

1. Категория сознания. Происхождение сознания   Структура  сознания. Сознание и язык.

2.  Личность - реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.

3.  Назначение человеческого разума. Ноосфера.

Литература

  1. Основы современной философии СПб., 1997
  2. Вернадский В.Н.  Научная мысль как планетное явление. – М.,    1991.
  3. Виденеев Н. В.   Природа,  интеллектуальных  способностей человека    -   М. 1989.
  4. Дубов А. П., Пушкин В Н   Парапсихология и современное естествознание   - М., 1989.

5.  Михайлов Ф.Т.  Общественное сознание и самосознание индивида.  - М., 1990.

6.  Спиркин А .Г.   Сознание и самосознание. - М.. 1992.

7.  Фрейд 3.  Я и ОНО. – М., 1989.

8.  Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности . СПб., 1992.

9.  Туровский М.Б. Проблема сознания // Филос. науки, 1996, № 1-4.

10.  Абишева А.К. Проблема «Я» в философии и психологии // Филос. науки 2002, №6

Методические рекомендации

В первом вопросеследует рассмотреть проблему сознания, состоя­щую в выявлении аспекта, в котором сознание выступает как материальное, и - аспекта, в котором оно предстает как идеальное Сознание материально как свойство (мозг - субстрат, сознание его функция), и как свойство оно пред­ставляет собой электромагнитную активность мозга. Сознание идеально как активно-преобразующее отражение, представляющее собой результат эво­люции форм отражения. Практика как взаимодействие, опосредующее отно­шение идеального и природного, является материальным основанием второй сигнальной системы, реализуемой в языке и мышлении. Мышление выступает значением знаков языка.

Во втором вопросе следует обратить внимание на то, что личности нет вне самореализации индивида как представителя человеческого рода. В социологической традиции  выделяются три уровня: 1. носитель социаль­ности; 2. представитель определенной культуры (социальной общности и группы); 3. индивидуальность. У личности складывается субъективное "Я" и отраженное "Я". Субъективное "Я" формируется в процессе социализации и его конечная цель - автономизация личности посредством самоидентификации и самозащиты. Отраженное "Я" характеризует комплекс представлений челове­ка о себе с позиций другого, и оно (отраженное "Я") не только корректирует субъективное "Я", но и вступает с ним в противоречие. В постмодерне (Делез) собственное бессознательное понимается как голос Другого, а рефлексия –  как основа и исток самотождественности личности (ее самости).

В третьем вопросе следует отметить, что сознание - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, выражающее целостность человеческой психики.

Важным методологическим значением для философии и естествознаниия является решение проблемы соотношения материального и идеального аспектов  сознания.   В  праксиологическом  аспекте  сознание   выражается  в творческой активности, целеполагании, целеустремленности, в проектировании и конструировании, определяющеми человеческую мыследеятельность.

Человеческое сознание становится "ноосферой" на стадии планетарной деятельности людей, разум человека становится космической силой. Главную роль в этом процессе, по Вернадскому, играет наука, в частности, научное представление о положении человека в космосе. Творческое преобразование биосферы человеком и является началом ноосферы, учение о которой есть существенный вклад в философию русского космизма.