Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 7

Второй вопрос об истории и логике развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопози­тивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в ме­ханизм детерминации научного знания.

Третий вопрос: о модели сознания (или души человека), разработан­ной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрес­сии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления суб­лимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либи­до и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека.

Четвертый вопрос относится к содержанию и развитию экзистенциализма,  изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Пе­реживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий че­ловек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеять­ся, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.

Темы рефератов.

1.  Проблема духовной свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма.

2.  Социальная концепция позитивизма.

3 Человек и культура с позиции психоаналитического метода.

4. Проблема человека в западной философии.

Вопросы для повторения и самопроверки

1.  Этапы развития позитивизма.

2.  Революция в физике на рубеже ХIХ-ХХ в.

3.  Революция в математике в начале XX в.

4. Принципы верификации и фальсификационизма.

5. Понимание истины в прагматизме.

6. Понимание бытия в экзистенционализме.

7. Признаки неклассической философии ХХ века.

Тема 8. Проблема бытия в философии.

1.  Бытие как фундаментальная категория философии.  Основное формы бытия.

2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

3.  Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4  Проблема единства мира.

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - М, 1990.

Библия, Книга бытия. - М, 1990.

3  Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук - М., 1974 –т. 1.

4. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // 8 кн. Античность как бытие культуры. - М., 1988.

5.  Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.