Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 4

2 Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм (Б Спино­за), дуализм (Р. Декарт), множественность субстанций (Г. Лейбниц).

3 Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и че­ловеке.

Литература

1Бэкон Ф. Новый Органон  // Соч. В 2 т. Т. 2. - М . 1972.  

2Декарт Р.Рассуждение о методе // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1989.

3.  Мир философии. - М., 1991. - ч. 1 и 2.

4  Рассел Б. История западной философии. - М., 2000.

5. Гельвеций К. Об уме // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1977.

6. Длугач Т.Б. Подвиг здравогог смысла, или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., 1995. 

Методические рекомендации

Вопросы соотношения единичного и общего в схоластике принимают математическую форму в новоевропейской науке (дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическая геометрия, математическая логика).

Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что под новой философией Ф. Бэкон понимает то, что в наше время называют научной теори­ей. В методологии научного познания Ф. Бэкона, Р. Декарта формируется новый образ науки, основанный на идеальных моделях, экспериментальной практике и математической форме.

Второй вопрос раскрывается, если учесть, что новоевропейская фи­лософия базируется на субъектно-объектном отношении, позволяющим отно­ситься к миру как к образу мира. Тождество и различие бытия и мышления порождают проблему связи онтологии и гносеологии в философии 17 века.

В третьем вопросе необходимо обратить внимание на проблему сознания в философии и естествознании. Ограниченность французского материализма 18 века в решении этой проблемы: при понимании материаль­ною аспекта сознания как свойства, непонимание идеального аспекта созна­ния как отражения. Отсюда, неспособность решения проблемы соотношения личности и общества, общества и природы.

Темы рефератов

1.  Роль метода индукции в научном познании.

2.  Роль метода дедукции в построении научной теории.

3.  Проблема субстанции в философии Спинозы и Лейбница.

4.  Проблема личности, среды и  воспитания в учении французских материалистов 18 в.

Вопросы для повторения и самопроверки.

1.  Что такое эмпиризм и рационализм философии Нового времени?

2.  Что такое деизм, пантеизм и гилозоизм?

3.  Какие направления в философии называются монизмом, дуализмом и плюрализмом?

4. В чем состоит проблема сознания в философии и естествознании?

5. Какова проблема отношения личности и среды в философии французских материалистов XVIII в.?

Тема 5. Классическая немецкая философия

1. Критическая философия И.Канта. Теория познания и этика.

2.   Послекантовский немецкий идеализм  (диалектика "Я" и "не Я" И. Фихте, натурфилософия Ф.Шеллинга).

3.   Система Гегеля и его диалектический метод.

4.    Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Литература

1. Кант И.Пролегомены ко  всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука // Соч. в 8 т. Т.4. М.1994. 

2. Асмус В. Иммамунл Кант. - М., 1987. 

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // В 3т.  - М., 1974-1977

4. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.

5. Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1965.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс, Энгельс Соч. Т.21

7. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 2001.

Методические рекомендации

В раскрытии первого вопроса следует иметь в виду, что И. Кант предложил вариант решения дилеммы эмпиризма и рационализма: знание, полученное из опыта, и априорное (доопытное).  Знание существует на 3 уровнях познания: чувст­венном, рассудочном, разумном, а учение об этих формах знания получило на­звание трансцендентальной, соответственно, эстетики, аналитики, диалектики. Чистый разум и способность суждения, по И. Канту, подчинены практическому разуму, а наука служит нравственным нормам, выраженным в категорическом императиве