Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 2

В  третьем   вопросевскрываются   основные  функции   философии: идеологическая (формирование идеалов) и методологическая (обоснование способов достижения этих идеалов). К функциям философии также относят: мировоззренческую, социологическую,  праксиологическую,   аксиологическую,   гносеологическую. логическую и др. Философская рефлексия над наукой позволяет выявить такие типы науки, как классическая, неклассическая и постклассическая.

Темы рефератов

1.  Соотношение анимистического, философского и научного мышления.

2.  Мифология и религия.

3.  Исторические типы философского мышления.

4.  Функции философии.

5.  Наука как внутрифилософское явление.

Вопросы для повторения и самопроверки

1.  Что такое философия  как любовь к мудрости?

2.  Каковы фундаментальные метафизические установки в истории философии?

3.  Раскройте соотношение философии и мистики.

4.  Раскройте соотношение философии и науки.

5.  Каковы этапы развития мысли в культуре?

тема 2. Античная философия.

1. Онтология.   Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеа­листическая, (Платон) трактовка бытия

Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуры.

3  Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.

Литература

1  Антология мировой философии. - М.. 1969. - т. 1, ч 4.

3.  Аристотель. Метофизика // Соч. В 4 т Т.1 кн.1 - М., 1976.

4.  Платон. «Апология Сократа»// Соч. В 3 т. Т.1. - М., 1988.

5.  Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

6.  История античной диалектики. - М., 1972.

7.  П. Таранов Звезды мировой философии. - М., 1999.

8.  Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Методические рекомендации

В первом вопросе античная философия, принимающая природу за ос­нову (сущность) мира, прошла три этапа: досократовский, послесократовский и эллинизм. В древнегреческой натурфилософии за основу мира принимают конкретные формы «природы»: вода (Фалес Милетский), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), огонь (Гераклит),   бытие (Парменид), атомы(Демокрит), идеи (Платон).

Во втором вопросе важно понять, что формирование идей (всеобщих понятий), происходит методом, открытым Сократом (диалог Платона «Федр», состоит из трех этапов: тезис, антитезис и синтез). Этот метод становится способом решения проблем в философии и науке, а изложенный формально он составил три закона логики Аристотеля.

Третий вопрос относится к содержанию философии эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики), вызванной кризисом античного мира и его культуры и ценностей (см.: Лосев А.Ф. История античной философии  - М., 1989).

Темы рефератов

1   Милетская школа и Гераклит.

2.  Элейская школа: учение о бытии

3.  Учение Сократа  о знании.

4.  Учение Платона об идеях.

5.  Логика Аристотеля.

6.  Философия эллинизма.

Вопросы для повторения и самопроверки

1.  Этапы развития античной философии.

2.  Понятие «архэ» и его роль в классификации школ античной философии.

3.  Роль Платона в развитии философии (метод Сократа).

4.  Понятие метафизики Аристотеля.

5.  Основы наук в классификации Аристотеля.

тема 3.Философия средневековья и возрождения

1. Апологетика как этап средневековой христианской философии.

2.  Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.