Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 6

Во втором вопросе следует вскрыть истоки философии русского космизма как уникальной идеи в мировой культуре. В работах В.С.Соловьева нашли  концептуальное завершение идеи  солидарности, соборности и всеединства как синтеза науки, религии и философии. Теософские увлечения В.С.Соловьева дополненные влиянием «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, в которой изложено единение человека с природой как антропоцентризм, содержат идею бессмертия человеческого духа. Естественнонаучное направление русского космизма развивалась в трудах К.Э.  Циалковского, В.И. Вернадского, Н.Г. Умова.

В третьем вопросе в центре внимания работа Н.А. Бердяева. «Смысл творчества», в которой свобода трактуется как предпосылка и условие творчества и реализация божественного в человеке. Философская эволюция  Н.А. Бердяева подразделяется на 4 периода: эпический, религиозно-мистический, историософский, персоналистический. По Бердяеву, самоосуществление духа в субъекте реализуется в отчужденных объектах, подчиненных необходимо­сти. Творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположенность объектов человеку. Подлинное бытие человека («космос») есть царство люб­ви и свободы. Задача человека: освободить свой дух, перевести его «из раб­ства в свободу, из вражды мира в космическую любовь». Н. Бердяев пишет, что цель человека не спасение, а творчество (Н.А. Бердяев Философия сво­боды. Смысл творчества. М., 1989).

Темы рефератов

1.  «Русская идея» в интерпретации Н. Бердяева.

2.  Мировоззренческие основания русского космизма.

3.  Философия «общего дела» Н. Федорова.

4.  Гуманизм философских взглядов Ф. Достоевского

5.  Философия «всеединства» Вл. Соловьева

6.  Антропологические аспекты русской философии.

Вопросы для повторения и самопроверки

1.  Проблема человека и общества у А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

2.  Что означает центральное понятие «всеединства» в философии Вл. Соловьева?

3.  В чем смысл понятия свободы в философии Н. Бердяева?

4.  Как обосновали идею бессмертия всего живого русские космисты?

5.  Назовите основные идеи этики «общего дела» Н. Федорова.

Тема 7. Западная Философия XIX-XX вв.

1.  Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон).

2.  Позитивизм  (О. Конт. Г. Спенсер, Д. С. Милль), неопозитивизм (Б. Рассел), постпозитивизм (Р. Карнап.).

3.  Теория психоанализа и неофрейдизм (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Юнг).

4.  Философия экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М. Хайдеггер).

Литература

1.  Антология мировой философии. В 5 т. Т.3 - М., 1971.

2.  Долгов К.М. От Къеркегора до Камю. - М., 1991.

3.  Конт О. Дух позитивной философии.  - СПб., 2001.

4.  Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

5.  Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.,1990

6.  Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

7.  Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Соч. В 2 т. – М., 1990.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1989.

11.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Методические рекомендации

Первый вопрос: о предпосылке экзистенциализма. т. ео философии жизни, в которой за основания бытия человека принимается: воля к власти (Ф. Ницше), жизненный порыв (А. Бергсон)  Согласно Ф. Ницше, для человека не обходимо стремление к такому предельному состоянию (напряжение творческих  сил),   которое  и  делает человека человеком. Подобное состояние Ф. Ницше называет сверхчеловеком, пришедшим вместо Бога после "смерти Бога" в культуре. Из факта "смерти Бога" делается оправдавшийся прогноз на ХХ век как время невиданных в истории социальных потрясений (мировые войны и революции). Следует обратить внимание на то, что Ф. Ницше работал не в стиле классического философствования, т.е. логицировзния, а средствами поэтических образов, символов, аллегорий и притч. (Ф. Ницше   Так говорил Заратустра).