Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 3

3.  Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Проблема ве­ры и разума. Номинализм и реализм в средневековой схоластике.

4.  Философия Возрождения: проблема имманентного бытия Бога. Социально - политические концепции.

Литература

1.  Августин Аврелий. Исповедь  – М., 1991.

2. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969. - т. 1, ч.2. - с. 581-605; 787-907.

3.  Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

4.  Роузентал Франц. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. - М., 1978.

5.  Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

6.  Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

7.  Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

8.  Горфункель А.Х.  Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

9.  Гуковский М.А. Итальянское возрождение. – М., 1990.

Методические указания

Средневековая христианская философия проходила этапы апо­логетики, патристики и схоластики. Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на то, что в апологетике Оригена и Кли­мента Александрийского содержится ссылка на герметизм древнего Египта, что позволяет интерпретировать характер христианского мировоззрения как аллегорический и символи­ческий.

Второй вопрос содержит указания на специфику христианского Бога как сверхприродной и сверхразумной сущности, раскрывающей­ся в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах соответственно: Бог как творец мира, высшая цель познания, высшая ценность. В постановке вопроса о божественном творении мира содержится предпосылка проблемы универсалий, соотношения общего и единичного.

В третьем вопросе обратите внимание на идею Ф.Аквинского отношения к Богу как к пределу и идеальному, которое является предпосылкой теории пределов в математике и идеальных моделей в новоевропейской науке. Соотношение веры и разума в трудах Фомы Аквинского, т.е. концепция двух истин: откровения и логически выводного знания предвосхищает строение первой научной теории, содержащей принципы и фундаментальные законы. Появляется новое отношение к Богу.

В четвертом вопросе,в работах Н. Кузанского, знаменующих собой переход от средневековой схоластики к философии Возрождения, как к не иному по отношению к миру, природа, а из этого следует идея не греховной природы человека (предпосылка гуманизма эпохи Возрождения и эстетизации человека). Кроме того, поскольку Бог в природе и говорит "языком математики",   занятие   математическим   естествознанием   становится   продолжением средневековой традиции познания Бога новыми средствами. На этой мировоззренческой   установке   возникают  явления   Коперника,   Кеплера,   Галилея,  Ньютона, Декарта.

Социально-политические концепцииследует раскрывать исходя из антропоцентризма мировоззрения Возрождения, обоснованного М. Монтенем, Э. Роттердамским, Н Макиавелли, Т. Мором.

Темы рефератов

1.  Влияние нравственных и философских идей Библии на развитие филосо­фии Средневековья.

2.  Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

3.  Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского.

4.  Геоцентризм и проблемы человека.

Вопросы для повторения и самопроверки

1.  Каковы этапы развития средневековой философии?

2.  Понятие христианского Бога и специфика отношения к нему в патристике.

3.  Что такое схоластика, в чем состоит проблема универсалий?

4.  Какова специфика отношения к Богу в эпоху Возрождения?

5.  Каковы предпосылки гуманизма и науки Возрождения?

Тема 4. Философия Нового времени.

1  Проблема познания - центральная проблема философии Нового времени. Проблема метода научного познания эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт).