Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь, страница 7

Статья 14 Закона об иностранных инвестициях устанавливала минимальный размер иностранных инвестиций в уставный фонд предприятия в размере эквивалентном 20000 долларов США, что ограничивало приток мелких иностранных инвестиций в экономику республики. С момента вступления в силу Инвестиционного кодекса указанное ограничение перестает действовать.

Иностранный кодекс принял правильное решение по вопросу иностранных инвестиций. С одной стороны они могут быть в любом объеме, и тем самым иностранный инвестор, желающий участвовать в юридическом лице с равным правовым режимом с другими юридическими лицами РБ, может это сделать. С другой стороны, если иностранный инвестор желает получить более льготный правовой режим для создаваемого им юридического лица по сравнению с субъектами РБ с национальными инвестициями, он должен внести вклад в уставный фонд в соответствующем размере.

По-разному Инвестиционный кодекс решает и вопрос регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в уставном фонде которого данные инвестиции составят объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и юридических лиц РБ с иностранными инвестициями, объем которых менее чем 20000 долларов США либо которые являются некоммерческими организациями.

Применительно к первым устанавливается особый порядок регистрации, отличный от регистрации юридических лиц РБ с национальными инвестициями. Что же касается вторых, то они регистрируются в общем порядке с иными юридическими лицами РБ.

Согласно статье 78 ”Ограничение деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь” Инвестиционного кодекса впервые вводится перечень запретов на иностранные инвестиции в соответствующих сферах деятельности, а именно в сфере обеспечения обороны и безопасности РБ (однако специальным разрешением Президента РБ иностранные инвесторы могут быть допущены и в указанную сферу), сферу изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по Перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения.

Инвестиционный кодекс также устанавливает ограничения, связанные с иностранными инвестициями в юридические лица, занимающие монопольное положение на рынке РБ. Кодекс требует, чтобы инвестиции осуществлялись исключительно с согласия Министерства предпринимательства и инвестиций (в настоящий момент Департамент предпринимательства и инвестиций при Министерстве экономики). В противном случае сделки, связанные с указанными инвестициями, будут являться недействительными по основаниям несоответствия их законодательству.

Статья 79 ”Правовой режим иностранных инвестиций” Инвестиционного кодекса предусматривает так называемый национальный режим – с предоставлением дополнительных льгот для иностранных инвесторов по сравнению с национальными, но с определенными ограничениями и изъятиями, то есть режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим национальных инвестиций.

Также эта статья предусматривает, что в случае, если акты законодательства РБ, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагается дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями в течении 5 лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Эти требования не распространяются на изменение актов законодательства РБ в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья граждан РБ.