Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь, страница 3

Государственное вмешательство в процесс принятия иностранного капитала в национальную экономику, а также в процесс вывоза капитала является мощным регулятором развития рыночных отношений в стране и интеграции её в мировое хозяйство. Тщательно отработанное законодательство устанавливает « правила игры » на рынке, что превращает стихийные рыночные отношения, основанные на эквивалентном обмене, в цивилизованный рынок, учитывающий интересы более слабой стороны (национального хозяйства в целом, отдельных отраслей, мелких национальных предприятий и т.д.).

При этом было бы правильно ориентировать иностранный капитал прежде всего на те отрасли, которые требуют наиболее динамичного развития в соответствии с желательной программой структурной перестройки, и в то же время защищать национального производителя в той степени, которая сохраняет здоровую конкуренцию между отечественными и иностранными производителями.

Регулирование инвестиций на региональном уровне будет рассмотрено в разделе 3.


2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Законодательства по иностранным инвестициям различных стран имеют свои особенности. Так, в Аргентине к таким особенностям можно отнести разрешение репатриации капитала по истечении трёх лет с момента осуществления капвложений; обложение чистой прибыли (среднегодовой за три года) после уплаты подоходного налога, превышающей 12% от зарегистрированного капитала, по специальной дифференцированной шкале ставок; ограничение доступа инвесторов на валютный рынок; использование эмиссии облигаций внешнего долга Центральным банком вместо продажи иностранной валюты инвесторам в случае ”затруднительной ситуации”; право уполномоченных органов ”временно аннулировать” право инвесторов на перевод прибылей или возврат капитала; предоставление льготных условий амортизационных отчислений; установление различных уровней налоговых скидок в зависимости от отнесения того или иного инвестиционного проекта к одной из трёх групп, определяющего ожидаемый вклад в экономическое развитие страны.

В Южной Корее на протяжении целого ряда лет проводилась политика ”постепенного открывания дверей” для иностранного капитала. Закон защищает интересы среднего и малого бизнеса, в капитале которого иностранные компании (так же, как и крупные южнокорейские) не могут иметь более 50% акций (минимальный объём иностранного вклада снижен до 50000 долларов). Что касается создания СП, то наибольшие льготы предоставляются тем из них, которые намереваются использовать ”высокие технологии”, в первую очередь в таких областях как производство продукции тонкой химии, новых материалов, в генной инженерии, разработке альтернативных источников энергии.

Четко налажена процедура ввоза оборудования под инвестиционные проекты.

В КНР в течение 1979 - 1995 гг. было принято более 400 законов и подзаконных актов, регламентирующих различные аспекты международного инвестиционного сотрудничества и за это же время утверждено 22 тыс. соглашений о создании объектов с участием иностранного капитала на сумму в 38,3 млрд. долларов, причём 18,5 млрд. долларов составляют уже освоенные средства.

В иностранных инвестициях весьма важную роль играют капвложения зарубежных китайцев (хуацяо): в прямых иностранных инвестициях их доля составляет 60%, а в общем числе предприятий с участием иностранного капитала она достигает 80%. Характерным является также разнообразие форм вложения иностранного капитала.

Однако здесь следует особо отметить тот факт, что, несмотря на все усилия китайских властей по повышению эффективности, например, целого ряда созданных в стране свободных экономических зон, эти зоны не стали ”оазисом” передовых технологий (например, из поставленного из-за рубежа в 1985-1990гг. в СЭЗ Шеньчжень оборудования  передовому мировому уровню соответствовало только 12%, а ”обычному” мировому уровню - 10%). В целом китайским экономическим зонам не удалось избежать судьбы других СЭЗ в развивающихся странах - они также стали центрами несложной ”отвёрточной” индустрии, занятой в основном промежуточными сборочными операциями.