Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь, страница 4

Поэтому и СЭЗ в Беларуси смогут избежать очень часто встречающейся в деятельности СЭЗ стагнации только в том случае, если первоначально будут нацелены на инфраструктурное (прежде всего, транспортно-перевалочное) обслуживание мирового рынка, который, будучи динамичен сам, обеспечивает динамичность экономики СЭЗ.

Что же касается деятельности СП в КНР, то иностранный капитал уклоняется от обязательств по продвижению китайских товаров на внешние рынки.

Одна из самых развитых стран Восточной Европы – Чехия, несмотря на то, что ей недостает большинства необходимых ресурсов. Она вынуждена их ввозить, а расходы, связанные с импортом, покрывать доходами от экспорта. Внешняя торговля стала одной из важнейших отраслей экономики этого центрально-европейского государства.

Почти 10-летний опыт экономической трансформации в Чехии подтвердил, что возникающие проблемы при недостаточно разработанной законодательной базе могут оказаться сильнее ”невидимой руки рынка”. За последние 2-3 года экономическая динамика Чешской Республики начала постепенно замедляться. Это очень быстро почувствовали крупные иностранные инвесторы. После снижения рейтинга чешской экономики они стали проявлять сдержанность и в большей степени ориентироваться на банковский сектор, чем на реальный. В 1998 году в банковский сектор страны было вложено прямых иностранных инвестиций 32,2%, тогда как, например, в машиностроение – 8,7%, электротехнику – 4,3%.

Правительство ЧР всячески стремиться повысить заинтересованность иностранных и отечественных инвесторов. С этой целью, например, Министерство промышленности и торговли совместно с Агентством по привлечению иностранных инвестиций CzechInvest разработало проекты инвестиционных поощрений для инвесторов в ЧР. Эти проекты сегодня находятся на заключительной стадии обсуждения.

Исходное условие, которое обязательно должно быть выполнено заинтересованным в предоставлении льгот инвестором, состоит в следующем. Общий объем инвестиций в течение установленного срока строительства или модернизации должен превысить 10 миллионов долларов. При этом инвестицией в данном случае считается строительство нового завода ”на пустом месте”, покупка либо аренда имеющихся производственных мощностей. Не исключена инвестиция двух и более организаций, подготовленная с целью совместной предпринимательской деятельности (например, в рамках совместного предприятия с иностранными долевым участием).

К поощрениям, связанным с выполнением этого условия, относятся:

*  продажа инвестору за символическую цену подходящего для строительства объекта из Земельного фонда или Фонда национального имущества, включая соответствующую структуру (в связи с этим может быть представлена безвозмездная ссуда населенному пункту за создание инфраструктуры для данной инвестиции);

*  размещение производства в существующей свободной таможенной зоне или же его расширение (или создание новой свободной таможенной зоны таким образом, чтобы земельный участок, выбранный инвестором, был ее составной частью, что позволит инвестору ввозить производственное оборудование без пошлины и налога на добавленную стоимость);

*  предоставление безвозмездной ссуды на создание каждого нового рабочего места для граждан Чешской Республики до 100000 крон на 1 лицо (после выполнения установленных условий ссуда будет переведена в дотацию);

*  финансовая поддержка инвесторов, вкладывающих средства в научные исследования, разработки и связанное с ним развитие производств, главным образом для экспорта. Планируется также введение инвестиционных поощрений при внедрении экологически безопасных систем.

Составной часть поощрений и финансовой поддержки являются:

1.  сокращение сроков списания специально указанного комплекса машин и оборудования инвестиционного характера (согласно закону о подоходном налоге, уже были сокращены сроки  списания изделий в среднем на 30-33%);

2.  введение нулевой ставки списания специально указанного комплекса машин и оборудования, которые входят в состав перечня, составленного в рамках ОЭСР;