Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь, страница 10

В условиях нестабильности, характерной для кризисного периода экономики, активность частных иностранных и белорусских инвесторов в значительной степени предопределяется надежной защитой их интересов от рисков (некоммерческих и коммерческих), связанных с реализацией инвестиционных проектов, на основе государственных гарантий или частного страхования инвестиций.

Эффективная защита интересов инвесторов требует целевого объединения ресурсов нескольких страховщиков для создания в целях страхования крупных инвестиционных проектов страхового пула. Государство может участвовать в страховом пуле, защищающем инвестиционные проекты гарантийными обязательствами по возмещению части ущерба.

На практике, с учетом большого объема страховой ответственности по страхованию инвестиционных проектов, реализуемых с участием государства, возникает необходимость перестрахования части обязательств страхового пула. С этой целью целесообразно создать Национальное перестраховочное агентство.

Наряду с указанными агентствами, для обеспечения процессов перелива финансовых потоков в промышленность необходима развитая институциональная инфраструктура: инвестиционные и другие специализированные банки (например, поручительский банк), инвестиционные, финансовые, страховые и трастовые компании и др. Часть из них в стране уже функционирует, однако в целом инвестиционная инфраструктура требует развития и на переходном периоде нуждается в государственной поддержке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ инвестиционного климата позволил выявить основные тенденции и закономерности в этой области:

1. Прямые иностранные инвестиции, даже в условиях неразвитой законодательной базы, представляют собой эффективный механизм оживления экономической деятельности в Республике Беларусь.

2. При создании благоприятных условий инвестиционного климата, требуется комплексный системный подход правительства в создании, как институциональных структур, свободных экономических зон, развитой инвестиционной инфраструктуры, финансово-кредитной системы, так и развития законодательной базы.

3. Эффективность использования прямых иностранных инвестиций в рамках совместных и иностранных предприятий на современном этапе довольна высока. Это говорит о том, что прямые иностранные инвестиции являются одним из эффективных механизмов оживления экономической активности в Республике Беларусь. Поэтому справедливо в рамках государственного подхода по выходу из системного экономического кризиса фактору прямых инвестиций отдается первостепенное значение.

4. Анализ мировой практики привлечения иностранных инвестиций, существующего инвестиционного климата в Республике Беларусь, приоритетов и перспектив экономического развития республики позволяет предложить комплексный системный подход, направленный на повышение эффективности и активизация инвестиционного процесса, включающий следующие предложения:

- разработать новую модель управления и контроля за инвестиционным процессом для обеспечения четкого распределения прав и функций между государственными органами управления;

- стимулировать развитие инвестиционной инфраструктуры (банковская и страховая системы, межбанковская биржа);

- активизировать процесс приватизации государственной собственности, санации предприятий и формирование фондового рынка и поддержка частного сектора;

- создать свободные экономические зоны, технопарки, технополисы;

- заключение новых Соглашений об избежании двойного налогообложения и взаимной защиты инвестиций и торгово-экономическом сотрудничестве;

- снижение тарифных и нетарифных торговых барьеров;

- информационный обмен и совместные исследовательские проекты;

- содействовать формированию и функционированию контактов с мировыми финансовыми институтами, Ассоциациями банков и других организаций по обеспечению активного инвестиционного сотрудничества;

- более полная интеграция Республики Беларусь в мировое хозяйство, открытость нашей экономики, участие в международном разделении труда и совместных экономических инвестиционных проектах.