Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь, страница 5

3.  отсрочка уплаты подоходного налога юридическим лицам сроком на 5 лет (также в тех случаях, когда речь идет о расширении имеющихся мощностей).

Помимо указанных поощрений для иностранных инвесторов (так же, как и для чешских), будут снижены процентные ставки на предоставляемые кредиты. Главным образом – при строительстве СП.

Кроме того, будет предоставляется  помощь Министерства промышленности и торговли, направленная на поддержку крупных фирм, имеющих не столь серьезные финансовые и производственные проблемы, с тем, чтобы не позволить иностранным фирмам занимать ведущее место в экономике страны. Государство окажет поддержку предприятиям, которые сам обратятся за помощью. Средства будут изыскиваться путем эмиссии облигаций, гарантированных государством, или выделяться государством целенаправленно. Но только тем, кто соответствует следующим критериям:

Ø предприятие должно иметь обоснованною программу развития производства и экспорта с подтвержденной окупаемостью поддержки;

Ø проект должен иметь четко выясненные отношения собственности и совершенно очевидную структуру акционеров;

Ø правомочные владельцы предприятия должны выразить свое согласие с новым ограничением их прав (главным образом прав принятия решений) в связи с временным переводом акционерных прав на государство;

Ø представленная поддержка не должна быть использована таким  образом, чтобы в конечном итоге ограничивать отраслевую или региональную конкуренцию;

Ø финансовая помощь должна использоваться исключительно для финансового оздоровления фирмы, на увеличение производства товаров, которые должны иметь в ЧР и за рубежом.

В данном случае помощь государства будет заключаться, помимо прочего, в том, что:

ü фирма ООО ”Чешское инкассовое общество” выкупит у банков бесперспективные кредиты и займется их капитализацией или продлит срок из уплаты, предоставить предприятиям гарантии на проблемные кредиты с частичным поручительством за экспортные и эксплутационные кредиты;

ü Фонд национального имущества увеличит уставный капитал предприятий и будет принимать участие в возможном выборе стратегического партнера данного предприятия;

ü покупка долговых требований ”Чешским инкассовым обществом” будет осуществляться со скидками с их номинальной стоимости. Не исключена покупка долговых требований за 40% их номинальной стоимости.

По отношению к странам СНГ иностранные инвесторы в основном применяют рискованную стратегию, в основном сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:

1.  на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведённым продуктом и где финансирование иногда может быть поддержано международными финансовыми организациями;

2.  на низкозатратной индустрии потребительских товаров и услуг, где инвестиции незначительны и/или могут быть осуществляться в форме подержанного технологического оборудования;

3.  на предприятиях, где может быть интернационализирована вся производственная цепочка: загрузка сырья, обработка, выход готовой продукции, так что они оказываются относительно независимыми от нестабильной обстановки в этой части света.

Все это позволяет сделать вывод о том, что несмотря на довольно заметный количественный рост создаваемых в СНГ предприятий с иностранным участием, социально-экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в масштабе государств  остаётся невысоким. Крайне медленно решаются задачи, связанные с передачей передовых зарубежных технологий и удовлетворением потребностей этих стран в необходимых им товарах и услугах.

Что касается форм привлечения иностранного капитала, то, по мнению некоторых авторов, создание СП более привлекательно, чем открытие предприятий со 100% иностранным участием, поскольку успешная совместная деятельность и разделение прибыли для принимающей стороны более выгодно, чем полная репатриация прибыли за границу. Несмотря на то, что многие западные предприниматели опасаются совместной деятельности со странами СНГ, о чём много писалось в прессе, и предпочитают действовать самостоятельно, государственное регулирование могло бы дать определённые преимущества (льготы) СП, тем самым стимулируя именно совместное предпринимательство, а не продажу собственности своих государств иностранцам.