Анализ инвестиционного климата в Республике Беларусь

Страницы работы

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………2

Теоретическая часть

1.  Правовое регулирование инвестиций………………………………4

2.  Особенности и проблемы регулирования иностранных инвестиций в зарубежных странах…………………………………6

3.  Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая инвестиционную деятельность…………………… ………………11

4.  Институциональные структуры в инвестиционной сфере……… 16

Заключение…………………………… …… ……… …………………18

Практическая часть…………………… ………… ……………………19

Вывод…………………………………… ………………………………32

Список использованных источников………………………… ………33


ВВЕДЕНИЕ

Задачи развития Республики Беларусь обуславливают поиск современных, более эффективных форм и методов управления инвестиционной деятельностью. Необходимость регулирования иностранных инвестиций и выработка политики в данной сфере объясняется несколькими причинами.

Прежде всего, дело в том, что отношения с хозяйствующими субъектами иностранных государств требуют от принимающей страны как минимум сохранения своей экономической безопасности.

Необходимо также сказать, что у каждого государства есть, или по крайней мере, должны быть какие-то свои первостепенные общегосударственные экономические интересы и приоритеты, которые могут быть характерны только для этого государства. И потенциальные иностранные инвесторы должны быть поставлены каким-то образом в известность об этом.

Далее, в каждом государстве существует своя законодательная база, регламентирующая ту или иную сферу деятельности, а также какие-то свои устоявшиеся деловые обычаи и подходы к решению вопросов, отличные от других стран. Инвестор должен быть поставлен в известность и о таких нюансах.

И, наконец, в определённой мере национальный и иностранный партнёры имеют разнонаправленные первоочередные интересы: иностранные партнёры - использование местного ёмкого рынка и рынков сопредельных государств, а национальный партнёр - реализация продукции на мировом рынке, преимущественно за СКВ, что по мнению зарубежного контрагента, создаёт его материнской фирме дополнительную конкуренцию, не предоставляя соответствующих выгод экономического характера.

Не будем также забывать и о различных формах проникновения иностранного капитала. Это в свою очередь тоже требует соответствующего регулирования со стороны принимающего государства.

Все эти вопросы требуют какой-то правовой, экономической и социальной регламентации, которая обычно находит своё выражение в системе законодательных актов и нормативов, создающих в своей совокупности некоторые определённые условия для инвестиционной деятельности, своего рода «инвестиционный климат».

Понятие инвестиционного климата, помимо законодательно закреплённых условий, созданных для инвесторов, включает традиции соблюдения правительством международных соглашений; склонность к национализации иностранного имущества; участие в системах международных договоров по различным вопросам; прочность государственных институтов; преемственность политической власти; степень государственного вмешательства  в экономику; прагматичность экономической политики; эффективность работы государственного аппарата и т.д. За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 4,5 млрд. долларов США иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. На предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь занято 2,4 % от общего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП составляет около 9 %, в объеме экспорта — 11,5 процентов. Сегодня число таких предприятий превысило 3,4 тысячи. В Республику Беларусь ввозится капитал из 67 стран мира. В 2002 году капитал ввозился из 34 стран. Основные страны, ввозящие капитал в Республику Беларусь: Великобритания, Виргинские острова (Британ), США, Россия, Германия, Кипр.

Учитывая интересы частных инвесторов, Республика Беларусь к настоящему дню заключила 47 двусторонних соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.

В целях привлечения долгосрочного стратегического капитала в республике установлена определенная система гарантий для предприятий с иностранными инвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвестором имущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для таких предприятий и другие. В республике созданы и работают 6 свободных экономических зон.

В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.

Похожие материалы

Информация о работе