Камеры и источники света. Сложные способы управления светом, страница 6

16. Сохраните полученную сцену в файле AtticWithLightsO3 .max в вашем каТалоге.

Упражнение 5.6. Размер карты теней i

В данном упражнении демонстрируются способы настройки размера карты теней.

Создание сцены

1. Сбросьте все параметры, выбирая команду FileOReset.

2. В окне проекции Тор создайте плоскость Plane с длиной 200 и шириной 300.

3. В окне проекции Тор создайте цилиндр Cylinder с радиусом 20 и высотой 65. Переместите его так, чтобы он располагался в центре плоскости.

Камеры и источники света 413

4. Создайте камеру и поместите ее так, чтобы с ее стороны была видна передняя часть сцены. Выберите в окне проекции Perspective вид со стороны этой камеры, как показано на рис. 5.64.

5. Присвойте серый или белый материал для обоих объектов.

6. Разверните область просмотра в окне проекции Тор. Поместите всенаправленный источник света в нижнем левом углу окна проекции Тор. Поместите нацеленный прожекторный источник света в нижнем правом углу в окне проекции Тор, а его точку нацеливания — в центре цилиндра. Переместите источники света вверх в окне проекции Front или Тор так, как если бы они освещали сцену под углом 45°

(рис. 5.65).

Рис. 5.64. Вид со стороны камеры Рис. 5.65. Положение источника света и

камеры в окне проекции Front

7. Выделите всенаправленный источник света Omni01. В разворачивающейся панели

Intensity/Color/Attenuation укажите значение 0,3 для параметра Multiplier.

Размер карты теней

1. Выделите прожекторный источник света Spot'Ol. Установите флажок On в разделе Shadows разворачивающейся панели General Parameters.

2. В разворачивающейся панели Shadow Map Params укажите значение 64 для параметра Size.

3. Выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры с размером 640x480 для итогового изображения (рис. 5.66).

Обратите внимание, что тень настолько изрезана, что вокруг основания цилиндра можно заметить клеточки карты тени.

4. Увеличьте размер карты тени до 256 и снова выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры.

Теперь тень будет выглядеть более гладкой.

5. Увеличьте размер карты тени до 512 и снова выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры. Еще раз увеличьте размер карты тени до 1024 и снова выv полните визуализацию. При каждом увеличении размера карты тени на визуализированном изображении край тени становится все более гладким.

6. Укажите значение 512 для размера карты тени.

414 Глава 5

Рис. 5.66. Карта тени с размером 64

Расстояние до точки нацеливания

Теперь попробуйте проверить эффект от увеличения расстояния до точки нацелива- .

ния в режиме отбрасывания тени.

1. Щелкните правой кнопкой мыши на заголовке окна проекции Front. В контекстном меню выберите команду меню Views^SpotOI (рис. 5.67).

Рис. 5,67. Вид сцены со стороны источника

света Spot01

2. Щелкните на кнопке Dolly Light и попробуйте переместить прожекторный источник света Spot01 подальше от сцены. Понаблюдайте за числовым значением в области Light Type справа от параметра Targeted, которое обозначает расстояние до точки нацеливания. Перемещайте указатель мыши до тех пор, пока расстояние до точки нацеливания не будет равно 3000

(рис. 5.68).

Камеры и источники света 415

ННянН

ши

няни

HI

S-hF17adow--s OeTgadnet l•S |7 On Г Use Global Settngsl

|ShadowMap ^1

Exclude...

Muj3fer pro :) |

1 Type None _^|

/"≪с. 5.6& Перемещение прожекторного источника света

Spot01 на 3000 единиц от точки нацеливания

3. Выполните визуализацию сцены. Тень будет очень расплывчатой, потому что источник света находится слишком далеко от объектов сцены (рис. 5.69).

Рис. 5.69. Применение прожекторного источника света Spot01, удаленного на 3000

единиц от точки нацеливания, и карты теней с размером 512

4. Укажите значение 4096 для размера карты теней. Выполните визуализацию сцены.

Теперь для визуализации потребуется гораздо больше времени, но тень станет гораздо резче (рис. 5.70).

5. Укажите значение 32 для размера карты теней. Выполните визуализацию сцены.

Теперь размер карты настолько мал, что тень практически исчезнет, а вместо нее будет отображено несколько темных клеток.

6. Укажите значение 1024 для размера карты теней и переместите прожекторный источник света Spot 01 так, чтобы край пятна был чуть больше цилиндра