Камеры и источники света. Сложные способы управления светом, страница 8

Теперь цилиндр стал толще, а потому смещение практически не заметно.

7. Сохраните полученную сцену в файле ShadowBias. max в вашем каталоге.

Упражнение 5.9. Сцена со столом

В данном упражнении демонстрируется способ установки параметров освещения и камеры в сцене со столом.

1. Загрузите файл TableSceneO9 .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.

Это последняя версия сцены со столом, которая рассматривалась ранее.

2. Разверните область просмотра в окне проекции Front и поместите камеру так, как показано на рис. 5.84.

3. Перейдите в окно проекции Perspective и нажмите клавишу <С> для замены данного вида видом со стороны камеры CameraOl.

4. Щелкните правой кнопкой мыши на заголовке окна проекции CameraOl

и выберите в контекстном меню команду Show Safe Frame.

Камеры и источники света 427

Рис. 5.84. Камера в сцене со столом

5. Настройте область просмотра в окне проекции CameraOl так, как показано на рис. 5.85.

Рис. 5.85. Вид сцены со столом со стороны камеры CameraOl

6. В окне проекции Тор создайте свободный прожекторный источник света в центре потолка. В окне проекции Front переместите источник света так, как показано на рис. 5.86.

Рис. 5-86. Расположение прожекторного источ-

ника света на люстре

428 Глава 5

7. Укажите значение 0,7 для параметра Multiplier в разворачивающейся панели Intensity/

Color/Attenuation и установите флажок On в разделе Shadows разворачивающейся панели General Parameters. Установите такое значение угла для края пятна в поле Falloff/Field раздела Light Cone в разворачивающейся панели Spotlight Parameters

вкладки Modify, чтобы он был приблизительно вдвое больше, чем угол для яркого пятна в поле Hotspot (рис. 5.87).

Рис. 5.87. Настройка угла края пятна Falloff/Field

8. Для исключения крепления люстры из списка освещаемых объектов (чтобы крепление люстры не повлияло на освещение) выделите прожекторный источник света.

Щелкните на кнопке Exclude в разворачивающейся панели General Parameters

вкладки Modify. На экране появится диалоговое окно Exclude/Include. Выберите в нем переключатель Exclude, а затем для исключения из списка освещаемых объектов крепления люстры выделите в левой части окна все компоненты верхней части лампы (с именем LampLof t и порядковым номером) и колбы лампы (с именем

Lamp Bulb и порядковым номером). Щелкните на направленной вправо стрелке для перемещения объектов в список справа. Щелкните на кнопке О К для закрытия диалогового окна и выполнения операции исключения указанных объектов.

9. В окне проекции Тор создайте два всенаправленных источника света, как показано на рис. 5.88. Укажите значение 0,4 для параметра Multiplier в разворачивающейся панели Intensity/Color/Attenuation.

Рис. 5.88. Расположение всенаправленных источ-

ников света

Камеры и источники света 429

10. В окне проекции Front переместите эти источники света вверх так, чтобы они располагались между столом и потолком.

11. Если в сцене есть окно, то по желанию можно создать направленный источник света, который будет имитировать солнечный свет. Установите значение 0,8 для его параметра Multiplier и установите флажок Cast Shadows, как описывалось ранее.

Выделите всенаправленный источник света напротив стены с окном, освещенным солнечным светом, и укажите значение 0,2 для его параметра Multiplier.

12. Выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры CameraOl.

13. В случае необходимости настройте материалы и другие элементы. Поэкспериментируйте с интенсивностью и расположением источников света до тех пор, пока не будет достигнут нужный эффект.

14. Сохраните полученную сцену в файле TableScenelO .max в вашем каталоге

(рис. 5.89).

При выполнении упражнения помните о следующем.

• Иногда довольно трудно выделить точку нацеливания камеры из-за наличия в сцене большого количества перекрывающихся объектов. Для решения этой задачи можно использовать разные методы, например выделить линию между точкой нацеливания и камерой. В таком случае их можно перемещать совместно.

• Для одновременного перемещения камеры и точки нацеливания можно использовать кнопку Truck Camera.

• Кроме того, в списке фильтров выделения Selection Filter всегда можно выбрать элемент Lights или Cameras. Это позволит выделить среди всех объектов сцены только источники света или камеры.