Камеры и источники света. Сложные способы управления светом, страница 4

Камеры и источники света 397

Рис. 5.43. Результат редактирования параметра Multiplier для

прожекторного и всенаправленного источников света

2. Перейдите во вкладку Modify. В разворачивающейся панели General Parameters в разделе Shadows установите флажок On.

3. Выполните визуализацию сцены, и прежнее неестественное пятно света будет заменено сложным узором из теней и "кусочков" света, проникающего через окно и другие предметы (рис. 5.44).

Рис. 5.44. Сложный узор из теней и света после включения ре-

жима отбрасывания теней

4. Чтобы убедиться в том, что направленный источник света DirectOl правильно освещает чердак через окно, нужно посмотреть на сцену со стороны источника света. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на заголовке окна проекции Left и выберите в контекстном меню команду ViewsODirectOL

398 Глава 5

В каркасном представлении трудно увидеть освещение сцены, поэтому нажмите клавишу <F3> для перехода к затененному и сглаженному представлению сцены.

5. С помощью кнопки Truck Light настройте расположение направленного источника света Direct01 так, чтобы свет в сцену проникал только через окно. Для этого внешний край света нужно расширить так, чтобы он охватывал границы окна (рис. 5.45).

Рис. 5.45-Вид на сцену со стороны камеры DirectOl

Параметры прожекторного освещения т

Если внимательно посмотреть на мужской костюм, то можно заметить возле него еще одно пятно света, которое создано прожекторным источником света SpotOl. Оно имеет практически одинаковые углы яркого пятна и края пятна, что приводит к созданию очень резкого края. Для смягчения края пятна нужно увеличить разницу между углами яркого пятна и края пятна.

1. Выберите прожекторный источник света SpotOl. Укажите значение 55 для параметра Falloff/Field в разделе Light Cone в разворачивающейся панели Spotlight Parameters

вкладки Modify (pkc. 5.46). •-..-.- . .-. ••.;.••;.]

В окне проекции можно заметить, что конус света края пятна увеличился, а освещение на крае конуса света смягчилось.

•< 1,

Г Show Cone Г Ovnshoot

Hotspot/Be-am |430 tj

Faloff/Reld ГЙО :j

≪ Cucle СReaangte

Aspect rn~:^3iNspFil |

ОЬвс≫ ShadowsColor Ц Dens |

Г Map None

Puc. 5.46. Прожекторный источник света SpotOl после увеличения уг-

ла для края пятна

Камеры и источники света 399

2. Выполните визуализацию сцены, и неестественный резкий свет на мужском костюме исчезнет (рис. 5.47).

Рис. 5.47. После увеличения угла края пятна исчез неестест-

венный резкий свет на мужском костюме ~

Теперь нужно создать дополнительные тени для придания сцене более реалистичного вида. \ * "

3. Выберите прожекторный источник света SpotOl. В разделе Shadows разворачивающейся панели General Parameters установите флажок On.

4. Выполните визуализацию сцены, и в ней появятся дополнительные тени, в основном заметные на мужском костюме.

Здесь читателю предоставляется самостоятельно поэкспериментировать с другими ист точниками света и их параметрами, например расположением и интенсивностью света.

Для снижения яркости тени на мужском костюме нужно уменьшить интенсивность прожекторного источника света SpotOl.

5. Выберите прожекторный источник света SpotOl. Укажите значение 0,5 для параметра

Multiplier в разворачивающейся панели Intensity /Color/ Attenuation вкладки Modify.

6. Выполните визуализацию сцены, и ее освещение будет имитировать чердак в вечернее время (рис. 5.48).

Помимо описанных здесь способов, существует еще несколько способов улучшить освещение, которые рассматриваются далее.

7. Сохраните полученную сцену в файле AtticWithLightsO2 .max в вашем каталоге.__

Упражнение 5.5. Исключение объектов и множители

В данном упражнении демонстрируются способы настройки освещения с помощью множителей и исключения объектов из списка освещаемых объектов в сцене с чердаком.

1. Загрузите файл AtticWithLightsO2 .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.

Камеры и источники света 403

Рис. 5.51. Диалоговое окно Light Lister

2. Выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры. Хотя освещение выглядит очень хорошо, его все равно можно улучшить. Основная проблема заключается в том, что стена с окном кажется ярче, чем дальняя стена. Это выглядит очень неестественно, потому что основное освещение идет из окна.