Региональные финансовые системы (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 8

Спрашивается: зачем с них взимать? Дело в том, что до того, как у нас начались реформы, в принципе налогов-то никаких не было, кроме чисто условного подоходного налога. фактически все средства у государства аккумулировались за счет одной вещи: за счет того, что все предприятия, поставляя продукцию, все взаиморасчеты делали в Центробанке, и все, что зарабатывалось, все аккумулировалось в государстве. А они там рассчитывали, куда и какие ресурсы направить. И весь избыточный продукт получался там. Соответственно человек в каком состоянии находился? Ему предприятие платило зарплату, обеспечивало определенный уровень жизни - квартиру и т.д. - и ему же за определенные вещи государство платило разного рода дотации. Сам он отдельно ничего не производил и не платил. То есть не было источников собственного дохода, с которого можно было бы платить налоги. Поэтому система налогов была бессмысленной.

Когда мы проделали эту операцию с промышленностью (показывает на схеме), то на самом деле ситуация у нас мало изменилась, как вы понимаете. То есть самостоятельных производителей налогов не возникло. Поэтому сейчас у нас ситуация очень странная. Если вы заметили, у нас основные налоги где собираются? Все равно на предприятиях с их банковских счетов. С наличного имущества и прочих разных вещей налог не собирают. Причем собирается в основном какой налог? На добавленную стоимость. Фактически в 90% это просто налог с оборота: деньги пришли - должен заплатить. То есть сколько бы предприятие ни работало, оно должно отчислить этот налог. Фактически это означает одну вещь (кстати, в силу того, что существует еще наличный оборот, этот налог очень мал). Второе - это таможенные платежи и разного рода акцизы. Собственно, весь бюджет практически из этого и состоит. Поэтому эта система, с одной стороны, не очень эффективна, а с другой стороны, налоговая политика неясно на что теперь направлена? Потому что в принципе основу любой налоговой системы составляет следующее. Если мы хотим, чтобы производство как-то развивалось, то по отношению к производителю применяется такая вещь: деньги, которые нужны для развития производства и оборота, либо не облагаются, либо облагаются минимальным налогом. Деньги, которые идут на потребление, облагаются максимальным налогом. Во всех странах существует такое понятие: инвестиционные деньги, то есть деньги как бы делятся на две категории: те, которые способствуют развитию, и те, которые тратятся безвозвратно - на еду и прочие вещи, которые являются потреблением. У нас это никак не отличается, как вы понимаете. Поэтому налоговой структуре в плане финансов ни горячо, ни холодно.

Я уже приводил цифры: получается у нас в стране, что бюджет и оборот налогов составляет - точно трудно подсчитать - процентов 10-15 от оборота, а все остальное идет вне налоговой сферы. Поэтому если мы хотим строить какую-то финансовую систему, то нам надо начинать ее строить не с налогов и сборов, а с появления эффективно работающих денег, а по отношению к ним уже смотреть налоговую систему. А мы делаем все наоборот: сделали вид, что у нас есть деньги, потом сделали вид, что мы берем налоги, а теперь делаем вид, что составляем бюджет. Все это в значительной мере фиктивно или, как американцы написали, “виртуально”.

Валентин Заславский: В советское время очень важным считалось то, что называлось лимитами. Какие трансформации произошли с этими лимитами и как новые модификации встроены в сегодняшнюю ситуацию?

Попов С.В.: Физически их, конечно, отменили, а реально это в каком-то виде существует: в виде взаимодействия государства, администраций и предприятий, с которыми они работают. Но я не думаю, чтобы это было очень важным фактором. Потому что у нас вместо лимитов и прочего появилась совершенно другая структура: это неплатежи и взаимные долги, которые реально ограничивают возможности и покупки, и продажи, и всякого рода рыночных отношений.

Валентин Заславский: Этот вопрос возник у меня в силу того, что я сам еще не разобрался с ним. Хотелось уточнить ваши представления. Но напрашивается вывод, что эти лимиты распространяются в новых модификациях и на предпринимателей, и на разные структуры, не только на государственные предприятия. Это некая новая система ограничений…