Рабочий семинар ММАСС "Построение методологии общественных дисциплин", страница 6

Попов: Нет, нет. Ну, конечно, не должен. Тут надо разделять методологию общественных наук и организацию дисциплин. Методология общественных наук знает, как организованы дисциплины, а дисциплины внутри себя имеют определенный набор средств, методов и других организованностей – они шлепают либо человеков, либо политические организации, либо финансовые структуры, либо еще чего-то. А социальная инженерия – это фактически другое название затертого слова методология общественных наук. И социальной инженерией она была названа жаргонно и резко именно для того, чтобы отделить. Дело в том, что за предыдущее время методология общественных наук понималась и многими до сих пор понимается именно как своего рода основание для теоретизирования на социальные темы. Я считаю, что теоретизировать на социальные темы должно быть запрещено нормальным людям. Понятно, да? И для этого был изобретен довольно нелепый и жесткий термин "социальная инженерия", против которого мало найдется людей, которые бы не возражали – что это все не так, что это общественные дисциплины. Но, тем не менее, он свое дело делает и отделяет это. Теперь это можно обсудить; и в качестве первой темы я и предполагаю, что это будет обсуждено и зафиксировано.

Мрдуляш: ...

Попов: …методология общественных дисциплин – как общественные дисциплины могут и должны быть устроены. А они, соответственно, должны иметь свою форму организации, где вопросы, которые вы сейчас задаете, должны получить свои ответы. Они должны предполагать свои средства и методы работы; и я думаю, что в принципе они достаточно одинаковы. Ну, так же, как методы и средства естественных наук достаточно одинаковы – поэтому они и объединяются в такой блок. Они должны иметь соответствующие требования на тот материал, который втягивается. Ну, точно так же, как и для естественных наук (это не так много обсуждается, но в принципе совершенно очевидно): объекты естественных наук должны обладать определенными качествами, например, нечувствительностью к исследователю. В противном случае, это не объект естественных наук, это какое-то безобразие. Вот, это то, что предполагается обсуждать. Так, вопросов нет?

Мрдуляш: Получается нарушение исходного принципа: теоретизирование по поводу таких вещей, относительно которых запрещено теоретизировать. Т.е., говоря о том, что нужно запретить теоретизировать по поводу общественных явлений, начинается теоретизирование по поводу того, как с ними можно иметь дело.

Попов: Ну, в вашем вопросе есть смысл. Хотя, как мне кажется, он не может иметь разрешения. Он состоит вот в чем. Действительно, если мы нарисуем общественника, то он определенным образом должен быть организован, чтобы вообще понимать, что здесь происходит. Ему теоретизировать запрещено, но ему не запрещено размышлять, так сказать, дисциплинарным способом. И, кстати, всем остальным – в рамках семинара – запрещено теоретизировать на социальные темы, потому что каждый раз это получается просто неконтролируемая объективация. Это мы тоже специально будем обсуждать, мы это много раз проходили. Но никто нам не запрещает теоретизировать относительно средств и методов, которыми мы можем, так сказать, действовать. Это хитрый трюк (на этом построена и теория деятельности), он состоит в следующем: заставлять спортсмена теоретизировать, как ему прыгать, это, в общем, означает, что он больше прыгать не будет. Соответственно, те люди, которые не умеют прыгать, нацепляют на него лампочки и изучают структуру скелета, прыжка и всего остального. Но при этом они полностью теряют ту направленность, которую имеет спортсмен (честолюбие, прыгнуть, преодолеть, волевые все компоненты), а изучают строение мышц, костей и всего прочего, что позволяет спортсмену прыгнуть. И эти две вещи здесь примерно так же и разделяются: мы можем теоретизировать относительно форм и средств организации, хотя, не опробуя их на себе (это один из принципов социальной инженерии, который в дальнейшем будет конкретизироваться), мы теоретизировать не можем, но мы их можем фиксировать, отчуждать и передавать.